|
|
|
1. Мозг и психика
2. Понятие о сознании
3. Развитие психики
4. Психика и среда
5. Различия психики животных и человека
6. Список используемой литературы 2
Психика - от греческого psychikos - душевный, свой-ство высокоорганизованной материи, являющейся осо-бой формой отражения дей-ствительности; результат специфических взаимодей-ствий живых систем с окру-жающей средой.
Мозг и психика
Психика является свойством мозга. “Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организован-ной материи”.
Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Од-ни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и реше-ние жизненных задач.
На протяжении длительной эволюции органического ми-ра - от амебы до человека - физиологические механизмы пове-дения непрерывно усложнялись, дифференцировались, стано-вясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.
Понятие о сознании
Психика как отражение действительности в мозгу чело-века характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку обра-зует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий фор-мирования человека в трудовой деятельности, при постоян-ном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Какова же структура сознания, его важнейшие психоло-гические характеристики?
Первая его характеристика дана уже в самом его наиме-новании: сознание. Человеческое сознание включает в себя со-вокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: “Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание”. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью ко-торых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, па-мять, воображение и мышление. С помощью ощущений и вос-приятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная кар-тина мира, каким он представляется человеку в данный мо-мент.
Память позволяет возобновить в сознании образы про-шлого, воображение - строить образные модели того, что явля-ется объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познава-тельных процессов, неизбежно становятся расстройством соз-нания.
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что при-надлежит “я” человека и его ”не - я”. Человек, впервые в исто-рии органического мира выделившийся из него и противопос-тавивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единствен-ный среди живых существ способен осуществлять самопозна-ние, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “я” от ”не - я” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуще-ствляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания - обеспечение целепола-гающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учи-тывается ход выполнения действий и вносятся в него необхо-димые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою созна-тельную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю”. Вся-кое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую дея-тельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания - включе-ние в его состав определенного отношения. “Мое отношение к моей среде есть мое сознание”, - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отноше-ния, в которые включен человек. В сознании человека пред-ставлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой го-ворит о близких людях и т. д.
Низший уровень психики образует бессознательное. Бес-сознательное - это совокупность психических процессов, ак-тов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психиче-ским (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”), бессознательное представляет со-бой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте дейст-вия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессозна-тельном, в отличии от сознания, невозможен целенаправлен-ный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реак-ции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благо-даря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не-осознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в кото-рых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явле-ниям относятся и некоторые патологические явления, возни-кающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на том основании, что бессознательное - это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное - это столь же специфически чело-веческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.
Развитие психики
Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо пе-ред исследованиями, стремившимися осмыслить законы при-роды. Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Ис-следуя природу материи, они изучают различные формы дви-жения материи, т. к. движение есть способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. Материи неподвижной, неизменно прибывающей в абсолют-ном покое, вообще не существует. В состоянии движения, из-менения и развития находится вся материя во вселенной, вся неорганическая и органическая природа.
Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей - человеческим моз-гом, обладает всеобщим качеством материального мира - каче-ством отражения, т. е. способностью отвечать на воздейст-вия. Формы отражения зависят от форм существования мате-рии: отражение проявляется в способности отвечать на внеш-ние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.
В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического взаимодействия тел или веществ. Простейшие примеры движения в неоргани-ческой природе: скала, омываемая морем, оказывает воздейст-вию воды определенное сопротивление - волны разбиваются о скалу, но и скала постепенно разрушается; солнечный луч, от-ражаемый от поверхности воды; появившийся в результате электрических зарядов озон. При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой мате-рии присущи биологические формы отражения, а на опреде-ленном этапе живой материи возникает психика как качест-венно новая форма отражения.
Биологическая форма движения материи - жизнь - каче-ственно новая ступень развития природы.
Психика и среда
Если бы среда обитания живых существ была повсюду совершенно одинаковой, то Земля, по всей вероятности, была бы населена одним видом живых организмов. Поскольку в дей-ствительности среда чрезвычайно разнообразна как в отноше-нии климата, так и в отношении условий обитания, то это вы-звало дифференциацию организмов. Землю населяет больше миллиона различных видов животных. При всем многообразии явлений на земле существуют их циклические смены - годовые циклы, смена дня и ночи, смена температур и т. д. Все живое приспосабливается к существующим условиям.
Саморегулирование, начинаясь с элементарной раздра-жимости, находит свое высшее развитие в творческом разуме человека.
Чем выше способы отражения, тем более освобождается данный вид животных от непосредственного влияния среды. Одноклеточный организм, реагирующий на изменения среды тропизмами, целиком и полностью непосредственно зависит от условий среды.
Так, например, при изменении температуры среды меня-ется скорость химических реакций в организме: при повыше-нии температуры скорость реакции увеличивается, при пони-жении - уменьшается, а при большом повышении или пониже-нии температуры одноклеточный организм погибает. Безуслов-но, то же самое произойдет с любым живым организмом, если его поместить в условия с очень низкой температурой. Однако есть существенная разница в поведении высших животных в подобных условиях.
Давно известно, что резкое изменение условий обитания побуждает животное к перемещению. Эти движения животных могут быть более адекватными и менее адекватными. Степные черепахи и мелкие грызуны к периоду жары и зимних холодов закапываются глубоко в землю, где температура более соответ-ствует условиям их нормального существования. Здесь дейст-вуют инстинкты. Слон будет обливаться водой, прятаться в густой тени, обезьяна так же будет подготавливать место, по-зволяющее ей лучше перенести жару. Помимо инстинктов, здесь действуют условные связи - приобретенный в индивиду-альной жизни опыт животных.
Таким образом, животные организмы постепенно осво-бождаются от непосредственной зависимости среды. Однако на любом уровне развития живые существа до конца никогда не освободятся от этой зависимости. Среда - условие сущест-вования живого организма, главный фактор, определяющий жизнь живых существ, иначе: существование живых организ-мов детерминировано (причинно обусловлено) условиями сре-ды.
Различия психики
животных и человека
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.
Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных дан-ной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.
В истории человечества благодаря языку произошла пе-рестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный чело-век благодаря языку пользуется опытом, выработанным в мно-говековой практике общества, он может получить знания о та-ких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе от-чет в содержании большинства чувственных впечатлений.
Разница в "языке" животных и языке человека определя-ет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодейст-вии с другими функциями.
Многими экспериментами исследователей было показа-но, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулиро-вания обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.
Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Жи-вотное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.
Поведение человека характеризуется способностью аб-страгироваться от данной конкретной ситуации и предвос-хищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.
Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непо-средственные воздействия среды, но и те, которые его ожида-ют. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое существенное отли-чие психики человека от психики животного.
Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации Жи-вотное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуа-ции, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезь-яны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных нико-гда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.
В отличии от животного человек создает орудие по за-ранее продуманному плану, использует его по назначению и со-храняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.
Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта. И животное и че-ловек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в ви-де инстинктивных действий на определенного типа раздражи-тель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозмож-ных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только чело-век присваивает общественный опыт. общественный опыт за-нимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овла-девает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благо-даря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собствен-но человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).
В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мыш-ления, заключен способ наиболее адекватного отражения дей-ствительности. Поэтому четвертым, весьма существенным раз-личием между животными и человеком является различие в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека оп-ределенные виды отношения к тому, что воздействует - поло-жительные или отрицательные эмоции. Однако только в чело-веке может быть заключена развитая способность сопережи-вать горе и радость другого человека.
Важнейшие отличия психики человека от психики жи-вотного заключаются в условиях их развития. Если на протя-жении развития животного мира развитие психики шло по за-конам биологической эволюции, то развитие собственно чело-веческой психики, человеческого сознания подчиняется зако-нам общественно-исторического развития. Без усвоения опы-та человечества, без общения с себе подобными не будет раз-витых, собственно человеческих чувств, не разовьется способ-ность к произвольному вниманию и памяти, способность к аб-страктному мышлению, не сформируется человеческая лич-ность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человече-ский детей среди животных.
Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, ко-торые отличают человека от животного. В то время как ма-ленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.
Человеческая психика подготавливалась всем ходом эво-люции материи. Анализ развития психики позволяет нам гово-рить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предмет-но-действенному мышлению, мог образовывать множество ас-социаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкрет-ной ситуации. Все это мы находим и у современных человеко-образных обезьян.
Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек - продукт общественных отно-шений. Биологической предпосылкой общественных отноше-ний было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказы-вать взаимопомощь друг другу.
Фактором, влияющим на превращении обезьяны в чело-века, стада - в общество, была трудовая деятельность т. е. та-кая деятельность, которая совершается людьми при совмест-ном изготовлении и употреблении орудий.
Список используемой литерату-ры:
Выгодский Л. С. Спиркин А. Г. Энгельс Ф. Леонтьев А. Н. Анастази А. Рубинштейн С. А. Смирнов А. А. Ладыгина Н. Н.
Андреева Г. М. Проблемы развития психики
Сознание и самосознание
Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека
Проблемы развития психики
Психологическое тестирование
Проблемы общей психологии
Развитие и современное состояние психо-логической науки в СССР
Развитие и проблемы психики
Мир и проблема психики
Психология | 2007-2008 | Art - Dr.OM