Hosted by uCoz
Психология

Психология : главная

Психология : новости психологии Психология : библиотека

Главная страница сайта ...

Новости, события, мероприятия психологии ...

Статьи, книги, рефераты, информация о психологии ...

 

Исследование религиоведческой концепции Фрейда - психоаналитического метода в целом

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................…..............
1. З. ФРЕЙД И ЕГО УЧЕНИЕ .........................................…................
1.1. “Коперниковский переворот”: замыслы и итоги…….………
1.2. Исходные мировоззренческие установки
основателя психоанализа...............................……...................
1.3. Учение о бессознательном.
Эволюция взглядов З. Фрейда.....................…........................
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА..................................…....................
2.1. Случай и суеверие. Невроз и религия................…..................
2.2 Происхождение религии...........................................…...............
2.3. Табу как форма социальной регуляции.....................…….......
2.4. Теория атеизма..................................................................….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................….....

 

ВВЕДЕНИЕ

Направление, в котором шло развитие этого затянувшегося на несколько десятилетий спора, недвусмысленно показывает, что за столкновением различ-ных точек зрения скрываются мотивы, далекие от простого стремления устано-вить истину. Энергичные усилия апологетов религии по переоценке личности и учения основателя психоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни вопрос об атеизме Фрейда вышел за рамки чисто академических споров и приобрел яр-ко выраженное идеологическое звучание.
Проблема религии занимает особое место в социальной философии психо-анализа. Фрейд обращался к ним неоднократно только в специальных работах, но и в исследованиях общепсихологического и социально-философского харак-тера.
Определив религию как “проецированную во внешней мир психологию”, Фрейд поставил вопрос о необходимости изучения ее глубоких истоков, беру-щих свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Этот метод, по его мнению, должен раскрыть земные, человеческие основы мифов о рае и аде, добре и зле, боге и бессмертии. Таким образом, генеральную задачу психоаналитического изучения Фрейд видел в том, чтобы превратить “превратить метафизику в метапсихологию”, т.е. свести учение о сверхчувст-венной реальности к общей теории человеческой психики.
Фрейд считал, что религия - это не просто массовая иллюзия, но иллюзия, по своему происхождению и функциям схожа с неврозом навязчивых состоя-ний. Как и невроз, она возникает вследствие подавлении первичных природных влечений и, подобно неврозу, с помощью стереотипных действий и ритуалов создает сложную систему психологических компенсаций, помогающий людям приспособится людям приспособиться к невыносимым условиям своего суще-ствования.
Очевидно, здесь Фрейд обнаружил известную наблюдательность. Ему уда-лось выяснить интересные параллели между ритуализмом невротика и верую-щего, а именно: символизм, стереотипность, принудительнось совершаемых действий, иллюзорность лежащих в их основе идей.
Но, разумеется, главным пороком религиоведческой концепции Фрейда был ее полный антиисторизм. Она покоилась на сложной цепи историко-психологических параллелей, в основе которых лежало размывание граней ме-жду нормой и патологией, психологическим и социальным. Полагая, что основ-ное ядро человеческой психологии неизменно, Фрейд считал возможным упо-доблять психику ребенка и дикаря, дикаря и невротика, невротика и ребенка.
Религиоведческая концепция Фрейда, таким образом, представляет собой крайне запутанное и противоречивое явление. Собственно здесь и сталкиваются с парадоксальным несоответствием между мировоззренческой позицией учено-го и ее теоретическим обоснованием, между характером поставленных про-блем и методами их решения, между субъективными намерениями и объектив-ным результатом его исследовательских усилий.
1. З. ФРЕЙД И ЕГО УЧЕНИЕ

1.1. “Коперниковский переворот”: замыслы и итоги

Сегодня вряд ли кому-либо придет в голову оспаривать важность постав-ленных Фрейдом проблем. Привлечение внимания научной общественности к сложной и малоисследованной стороне психической жизни человека, не осоз-наваемый им, но отнюдь не пассивной, действительно имело большое теорети-ческое и практическое значение. “По существу, - отмечает А.Е. Шерозия, - это означало попытку найти особую форму модификации человеческой психики за пределами сознания и сделать ее предметом объективного наблюдения. ...Благодаря этому в качестве предмета психологии стала выступать психика во всех своих возможных формах ее проявления, как в сознательной, так и наяву, как в норме, так и в патологии”. Проблема, таким образом, поставлена точно и своевременно, но найти нужный ключ к ее решению Фрейду, к сожалению, не удалось.
Психоанализ представляет собой крайне противоречивое учение, в кото-рой факты сосуществуют с домыслами, язык строгой науки совмещается с язы-ком иносказаний и образов. Причем, в большинстве случает позитивные момен-ты не даны в теории Фрейда в чистом виде. Они сплошь и рядом затемнены и искажены терминологическими ухищрениями, произвольными заключениями и непроверенными гипотезами.
Фрейд не раз называл психоанализ своим “детищем”. Поэтому, рассматри-вая религиоведческие воззрения Фрейда в рамках общей теории психоанализа, нельзя не коснуться тех вех его жизни и творчества, которые оказали непосред-ственное влияние на их оформление и развитие.

1.2. Исходные мировоззренческие установки
основателя психоанализа

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. во Фрейбурге, провинциальном го-родке на окраине Австро-венгерской империи, в семье мелкого торговца. Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Под влиянием отца в мальчике пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям.
В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под влия-нием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма. Решающую роль в формировании мировоззрения Фрейда сыграло изучение естественных наук. Еще в гимназические годы Фрейд познакомился с учением Ч. Дарвина, соста-вившего целую эпоху в истории научного знания.
В 1873 г. он поступил на медицинский факультет Венского университета и через восемь лет получил степень доктора медицинских наук. Под руково-дством Э. Брукке Фрейд осуществил несколько оригинальных исследований, способствующих оформлению материалистической теории нейронов. Он был убежден, что органом психики является мозг и психические процессы сущест-вуют в неразрывной связи с физиологическими. Академическая карьера, не-смотря на успешную исследовательскую работу, была для него закрыта. Кру-шением творческих планов усугублялось тяжелым материальным положением семьи. Пройдя стажировку в Венской народной больнице, Фрейд открыл вра-чебный кабинет и занялся лечением неврозов.
Однако очень скоро он обнаружил, что не располагает ни какой теорией, ни эффективными методами, необходимыми для борьбы с этим распространен-ным, но совершенно не изученным заболеванием. Затруднения Фрейда были естественным отражением общих трудностей науки его времени.
Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое средст-во, энтузиазм, отчаяние, нетерпение Фрейда прекрасно отражает история с ко-каином (1883 г.), действие которого он изучал на себе и близких. Эксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторым его добровольным ис-пытуемых.
Начальный этап научной деятельности Фрейда совпал с расцветом в нев-рологии физико-химического направления исследователей. До тех пор пока Фрейд занимался собственно нейрофизиологией, гистоанатомией и органиче-ской невропатологией, методологические принципы физико-химического под-хода вполне себя оправдывала. Но, как только он приступил для изучения выс-ших форм психической деятельности, ограниченность подобных методов сразу дала о себе знать. "Медики, - вспоминает Фрейд в последствии, - были воспита-ны в духе исключительно высокой оценке анатомических, физических и хими-ческих методом. К оценке психического метода они не были подготовлены, т.е. они отнеслись к нему безразлично или отрицательно. Мало чем могла помочь Фрейду и психология, которая делала свои первые шаги.
Фрейд искал таинственную причину певрозов почти полтора десятилетия. В 1885 г., пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии в Венском университете, Фрейд получил возможность поехал на стажировку в Париж, во всемирно известную клинику "Сальпетриер", которую возглавлял крупнейший невропатолог Жан Мартен Шарко. Мысль Шарко о том, что причины функцио-нальных психических расстройств следует искать не в анатомии, а в психоло-гии, глубоко запала в сознание Фрейда.
Натолкнувшись на книгу доктора Ипполита Бернгейна "Внушение и его применении в качестве терапии", он попытался применить гипноз в целях лече-ния больных. В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному исчезно-вению у больных истерических симптомов. Особенно поразил его эксперимент с пациенткой, которой в состоянии гипнотического сна было приказано по про-буждению открыть зонтик, что она и сделала. На вопрос, зачем она открыла зонтик, пациентка смущенно ответила, что хотела удостовериться ее ли зонтик.
Однако вскоре он убедился, что лечение гипнозом дает нестойкий ре-зультат и затрудняет понимание природы нервно-психологических заболеваний. Поэтому под гипнозом необходимо заставить больного вспомнить, заново пе-режить и тем самым разрядить подавленный психический импульс, вызвавший болезнь. Обобщив накопленный материал, Фрейд пришел к выводу, что орга-низм располагает постоянным количеством энергии психической энергии. Если эта энергия своевременно и беспрепятственно не реализуется, если она задер-живается или подавляется, то возникает эквивалентный по силе патологический импульс. Смысл предложенного состоял в том, чтобы "разрядить" патогенный заряд психической энергии. Эта работа подводила итого многолетним изыска-ниям Фрейда.

1.3. Учение о бессознательном.
Эволюция взглядов З. Фрейда

Согласно предложенной Фрейдом модели, в психике каждого человека существуют две качественно разнородные сферы: сознание и бессознательное. К первой относятся все психические акты, "присущие в нашем сознании и вос-принимаемые нами", ко второй - все, что не дано непосредственно в самосозна-нии. Сознание представляет собой поверхностный слой душевного аппарата, лежащего на границе внутреннего и внешнего мира. Здесь происходит перера-ботка как внешних, так и внутренних импульсов. Сознание, писал Фрейд, лока-лизуется в мозговой коре.
Акцентировав внимание на роли сексуальных влечений как основы психо-логической динамики, Фрейд довел до логического конца основной принцип инстинктивизма, тем самым невольно показал абсурдность любых попыток сконструировать внутренний мир человека с помощью тощей схемы, состоящей из одного или нескольких инстинктов, потребностей или влечений.
Фрейд обратил внимание на частые совпадения болезненных воспомина-ний пациентов с их детским сексуальным опытом. Эти факты навели Фрейда на мысль, что источником психических заболеваний является сексуальная травма, что истерия, например, связанна с имевшим место в детстве пассивным совра-щением ребенка кем-нибудь из взрослых, а невроз навязчивости - с активным соучастием самого пациента в акте совращения.
Сексуальные влечения в то время представляли собой не просто слабоизу-ченную проблему, но и область, окруженную огромным количеством предрас-судком и социальным табу, заставивших многих видных ученых сознательно обходит ее стороной.
Систематически наблюдая в своей практической деятельности различные отклонения в сексуальной сфере, Фрейд переоценил ее значение в жизни нор-мального человека. Вынеся проблемы пола за пределы социальных и историче-ских рамок, Фрейд неизбежно биологизировал их, что и нашло отражение в от-несении сексуальных влечений к разряду изначальных и чуть ли не единствен-ных детерминант человеческого поведения.
Он многие годы работал в одиночестве. Но уже в 1902-1903 гг. вокруг него начал складываться кружок учеников и единомышленников и 1907 г. в Цюрихе создается Общество Фрейда.
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

2.1. Случай и суеверие. Невроз и религия

Постулировав детерминированность любых психических феноменов и воз-можность при правильном истолковании предвидеть их дальнейшие последст-вия, Фрейд не мог не заметить, что в роли предсказателя будущего психоанали-за весьма напоминает наукообразное суеверие.
Фрейд считал суеверие результатом проекции, т.е. перенесения человеком вовне несознательных мотивов своего поведения. Смутно ощущая внутреннюю обусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительного объ-яснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать их источ-ник во внешний мир. Этот механизм, по мнения Фрейда, лежит в основе любых форм суеверия, в том числе самого массового и устойчивого суеверия человече-ства - религии.
Фрейд пытается “найти земное ядро” туманных религиозных представле-ний, свести “небесное” к “земному”. Он видит в религии мистифицированную психологию, которую наука должна очистить от груза “священных” наслоений. Продуктивность этого метода была блестяще доказана Фейербахом в работах “Происхождение христианства” и “Лекции о сущности религии”. Фрейд, ви-девший в религии лишь проекцию внутрипсихических процессов, допустил ошибку - антропологизировал и психологизировал религию.
Стороникм психоанализа нередко утверждают, что, введя понятие бессоз-нательного, Фрейд революционизировал религию. На самом же деле приоритет в этом вопросе принадлежит отнюдь не Фрейду. За полвека до него Фейербах в “Лекции о сущности религии” писал, что предметом религии является не толь-ко внешняя природа, но внутренняя природа человека. Тайна религии есть в конце концов тайна сочетания сознания с бессознательным. Человек со своим “Я” или с сознанием стоит на края бездонной пропасти, являющейся, однако, не чем иным, как его собственным бессознательным существом, представляю-щимся ему чужим. Чувство, охватившее человека, перед лицом этой пропасти и изливающееся в словах изумления: что я такое? откуда? зачем? - по сути дела, и есть религиозное чувство, чувство того, что “Я” ничто без некоего “Не-Я”, перед которым человек испытывает такую же зависимость и страх, как и перед неуправляемыми стихиями природы. Поэтому нередко среди верующих часто встречаются люди, для которых культ, как привычная форма поведения, являет-ся основой связывающей нитью с религией.
Сопоставляя рутуализм невротика и верующего, Фрейд писал о том, что “легко видеть, в чем состоит сходство невротика со священнодействием рели-гиозного ритуала: в угрызениях совести при неисполнении в полной изоляции (запрещение мешать) и добросовестном выполнении мелочей”.
2.2. Происхождение религии

Размывание границ между индивидуальным и общественным, психологи-ческим и социальным, нормой и патологией, здоровью и болезнью, послужило методологической предпосылкой для широкой серии историко-психологических параллелей, легших в основу психоаналитической концепции происхождении религии.
В работе “Тотем и табу” Фрейд считал, по собственному определению, по-пытался “разработать с помощью психоанализа проблему народов которая вела непосредственно к происхождению важнейших культурных установлений, го-сударственных порядков, нравственности и религии, а также и к запретам кро-восмесительства и веления совести”.
Фрейд был хорошо знаком с современной ему историко-религиоведческой и энтографической литературой по проблеме тотемизма. Правда, ни одна из этих теорий не удовлетворяла Фрейда, ибо, с его точки зрения, все они были слишком рациональными. Психологические теории связывали возникновение тотемизма с верой в духов, со страхом перед демонами, т.е. по существу, ото-жествляли тотемизм с анимизмом.
Критикуя подобный подход к проблеме тотемизма, Фрейд проявил из-вестную проницаемость. Согласно Фрейду, все существующие теории не рас-крыли глубинных истоков тотемизма, и, чтобы восполнить этот пробел, он бе-рет на себя смелую попытку осветить при помощи психоаналитического метода то, что оставалось темным и сомнительным в психологии народов.
В основе исследования сущности и природы тотемизма у Фрейда положена идея о принципиальном сходстве явлений общественной и индивидуальной психологии. “В душевной жизни народов, - пишет он, - должны быть открыты... подобные процессы и связи, какие были выявлены при помощи психоанализа у индивидуума”. В каждом цивилизованном человеке, утверждал Фрейд, сидит дикарь. И это утверждение не было для основателя психоанализа простой мета-форой. Каждый человек, по мнению Фрейда, от рождения несет в себе груз ар-хаического наследия человечества, который “включает не только предрасполо-жения, но и идейное содержание, следы воспоминаний, опыта прежних поколе-ний”.
Согласно Фрейду, отложившееся в бессознательной сфере психическое на-следие прошлого не остается бездейственным. Оно постоянно дает о себе знать, проявляясь во множестве замаскированных форм. Наиболее явственно это ар-хаическое прошлое обнаруживается себя в моменты, когда контроль со стороны сознания ослабевает. Таким состоянием, присущий всем людям, является сон. Поэтому первым местопребыванием прошлого в духовной жизни человека Фрейд считал именно сновидения. Фрейд рассматривает сон как пример рег-рессии, возвращения к прошлому, как форму возрождения древних инстинк-тивных импульсов, как реставрацию “первобытного нарциссизма”.
Другим местонахождением прошлого Фрейд считал детство. Аналогия между зарей цивилизации и детством человека, между дикарем и ребенком, приобрела широкую популярность в начале ХХ веке среди представителей об-щественных наук, механически переносивших диалектику эволюции биологи-ческих видов в область социального развития. Суть ее состояла в том, что ребе-нок в процессе роста вкратце повторяет путь духовного развития человечества, последовательно двигаясь от дологических религиозно-магических форм миро-восприятия к современному научному мышлению. В период детства человек, по мнению Фрейда, должен проделать огромный путь от каменного века до уча-стия в современной цивилизации.
Третьим прибежищем прошлого, согласно Фрейду, является болезнь. Взгляд на психическое расстройство как на “регрессию”, возвращение психики на более низкие ступени развития не был оригинальным. Эту идей еще в начале Х?Х века отстаивал немецкий психолог-идеалист К.Г. Карус. Позднее анало-гичную точку зрения развивали и другие ученые. Суммировав и доведя эти идеи до логического конца, Фрейд пришел к прямому отожествлению ненормально-сти с первобытностью. Фрейд утверждал, что основной комплекс невроза за-ключается в отношении к родителям, находящимся во власти инцестуозных же-ланий, т.е. является тем самым комплексом, который присущ любому ребенку и должен быть преодолен в процессе его роста и развития.
Круг, как видно, замкнулся. Цель аналогий и уподобления привела Фрейда к следующему: поскольку основные характеристики табу и невроза навязчиво-сти совпадают, а психологический механизм невроза известен, то он решает по аналогии с табу смоделировать механизм действия табу.
Опорными пунктами фрейдовской концепции происхождения тотемизма стали психоаналитическая трактовка детской сексуальности, концепция проис-хождения трапез и теория “циклопической семьи”.
Согласно Фрейду, табу призвано обуздать сексуальные, агрессивные, эгои-стические влечения и импульсы. Вот здесь и пролегает демаркационная линия между табу и неврозом.

2.3. Табу как форма социальной регуляции

Главная причина неудачи Фрейда на ниве исторического религиоведения коренится в изначальной заданности его концепции, возникшей до и независи-мо от изучения конкретно-исторической реальности.
Осуществить эту задачу без насилия над фактами было невозможно. Про-извольность в отборе и интерпретации эмпирического материала дает себя знать уже в первых очерках “Тотема и табу”, посвященных анализу первобыт-ной татуации.
Это явление впервые было обнаружено в конце ХV111 веке английским мореплавателем Куком в Полинезии. Позднее аналогичные формы социального регулирования были открыты у многих народов мира. Само понятие “табу” имеет двойственный смысл (святой; запретный) и означает категорический за-прет.
Фрейд исследование сущности табу начинает с уже известного тезиса о сходстве религии и невроза, иллюстрируемого на этот раз на материале перво-бытной табуации.
Взглянув под таким углом зрения на табу, Фрейд приходит к мнению о том, что табу является очень древним запретом, наложенным кем-то из вне ка-ким-нибудь авторитетом и направленным против сильнейших вожделений лю-дей. Сильное желание нарушить его остается в бессознательном.
Но как бы ни велико было сходство, табу все-таки не невроз. В отличие от невроза оно имеет не сексуальное, а социальное происхождение, т.е. иницииро-вано социальными влечениями, которые произошли от слияния эгоистических и эротических компонентов.
Анализу психологических механизмов возникновения функционирования института первобытной “табу” Фрейд посвящает два очерка: “Боязнь инцеста” и “Табу и амбивалентность чувств”. Понимание “табу”, согласно Фрейду, явля-ется результатом уподобления его навязчивым. И тем и другим присущ:
• немотивированность - их происхождение неизвестно, рациональное обоснование отсутствует;
• принудительность - их соблюдение происходит как бы помимо воли и желания индивида;
• способность к сдвигу - табуированные объекты могут передавать свои опасные свойства другим предметам и лицам:
• ритуализм - соблюдение и особенно нарушение запрета обычно со-провождается сложным магическим действием церемониала.
Постепенно различные виды табу все теснее срастались с религией и, в конце концов, растворились в системе религиозно-нравственных предписаний и запретов. Кажущаяся произвольность и иррациональность табу объясняется не доминирующей ролью бессознательного, а условиями и предпосылками, вы-звавшими к жизни эту форму социальной регуляции.
Указание Фрейда на бессознательный, амбивалентный характер табу, без-условно, заслуживает внимания, хотя эти свойства и не имеют того универсаль-ного значения, которое им придает психоанализ.

2.4. Теория атеизма

Завершая обзор религиоведческой концепции Фрейда, следует сказать о его понимании психологической природы атеизма. В своих работах он исходил из идей параллелизма индивидуального и исторического развития. Если рели-гия вырастает из трудностей прохождения Эдипова комплекса, то атеизм, по мнению Фрейда, коренится в их продуктивном преодолении. “Психоанализ - писал Фрейд, - научил нас видеть интимную связь между отцовским комплек-сом и верою в бога, он показал нам, что личный бог психологически не что иное, как идеализированный отец, и мы наблюдаем ежедневно, что молодые люди теряют религиозную веру, как только рушится авторитет отца”.
Так, например, категорически отрицая идею богодухновенности религии, Фрейд в то же время склонялся к выводу о врожденном, обусловленном Эдипо-вым комплексом характере религиозной потребности. Клеймя религию как “коллективный невроз навязчивости”, как “массовую иллюзию”, он одновре-менно видел в ней спасительное средство от индивидуальных форм невротиза-ции.
Но в психоанализе теологи нашли для себя не только наукообразное обос-нование религиозного иррационализма и пессимизма, но и мощное подспорье в своей практической деятельности. В истории науки немало примеров, показы-вающих, что личное неприятие религии, не опирающее на научные основы, ли-бо остается частным фактором биографии, либо вырождается в нигилистиче-ское бунтарство, не имеющих сколько-нибудь серьезных общественных по-следствий.
Более того, лишенный позитивного содержания религиозный нигилизм сам является разновидностью “превратного сознания” и потому рано или поздно превращается в разновидность сексуальной религии, из которой теологи охотно черпают для своих систем новые идеи и аргументы. Именно эта судьба была уготована Фрейду, который помимо воли с течением времени из убежденного защитника разума превратился в апостола веры, попирающий разум, из соци-ального реформатора, освобождающих человечество от вековых иллюзий и за-блуждений, - в творца псевдонаучного мифа, ставшего в наши дни опорой идеологической реакции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Религиоведческая концепция З. Фрейда представляет собой смесь реаль-ных фактов и откровенных домыслов, истины и заблуждения, науки и мифо-творчества.
Антиисторизм, непонимание социальной природы религии свели на нет научную ценность его исследований. Современные теологи в психоанализе Фрейда нашли для себя не только наукообразное обоснование иррационализма и пессимизма, но и мощное подспорье в своей активной деятельности,
Акцентируя внимание на тех сторонах психоаналитического учения, кото-рые работают на религию, они в тоже время фальсифицируют атеистические аспекты творчества Фрейда. Судьба Фрейда и его религиоведческого наследия говорит о том, что последовательный атеизм возможен лишь на базе диалекти-ко-материалистического мировоззрения.

Попова М.А. Фрейдизм и религия. - М.: Наука, 1985. - 200 с.
Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. - М.: Философия, 1985. - 175 с.

 

Психология | 2007-2008 | Art - Dr.OM

 

       
Rambler's Top100 МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов