Hosted by uCoz
Психология

Психология : главная

Психология : новости психологии Психология : библиотека

Главная страница сайта ...

Новости, события, мероприятия психологии ...

Статьи, книги, рефераты, информация о психологии ...

 

Психологическая диагностика

Введение

Психологическая диагностика, являясь неотъемлемой составной частью психоло-гической науки, в настоящее время решительно вышла за рамки собственно научных исследований, став инструментом целенаправленной практической деятельности пси-хологов, врачей, педагогов, социологов и других специалистов в области "человекове-дения". Последнее обстоятельство связано со многими факторами, среди которых, пре-жде всего, следует отметить необходимость квалификации и самооценки функциональ-ных состояний, личностных свойств и поведенческих характеристик в связи с развити-ем и широким внедрением психотерапии в клинической и профилактической медицине, оценкой прогноза обучаемости и психологической коррекции в сфере образования, практикой профотбора и профориентации.
Специальный класс задач представляет комплексное использование методов пси-хологической диагностики, главным образом, стандартизованных (тестовых) методик в связи с обследованием контингентов лиц (подчас весьма значительных), проживающих и работающих в зонах экологических катастроф и "горячих точках", сложных климато-географических, этно-социальных и экономических условиях с учетом миграции насе-ления, потерей жизненных ориентиров, занятости, родственных связей и т.п. Отмечен-ные обстоятельства, также как и чрезвычайные ситуации, неизбежно приводят к деза-даптации различной степени выраженности.
Профилактика и коррекция предболезненных и болезненных нарушений требует адекватной оценки роли психических (психологических) факторов, многомерной пси-хологической диагностики, которая в современных условиях невозможна без компью-теризации психодиагностического процесса и создания "банка" информации на основе интеграции различных подходов: клинических, медико- и социально – психологиче-ских, психолого-педагогических и т.п.Однако, несмотря на столь большой спрос дан-ной области знаний, многими отмечается вполне обоснованная неудовлетворенность тем обстоятельством, что отсутствует общедоступное методическое пособие или крат-кое руководство в этой области.
Целью данной работы является исследование развития и актуального положения компьютерной психодиагностики, основанное на многочисленных, но большей частью разрозненных описаниях совместной деятельности медицинских психологов, специа-листов по анализу данных, искусственному интеллекту и программистов. Гипотезой такого исследования является постулирование автором возможности качественно ново-го, структурно организованного подхода к рассматриваемой теме. Компьютерная пси-ходиагностика, как объект исследования, здесь выступает в виде элементов теории и технологии применения персональных компьютеров в психологической диагностике, как области прикладной психологии.
В процессе изложения материала следует выделить задачи, прежде всего описа-ния исторического появления понятия компьютерной психодиагностики, а также рас-смотрения использования компьютера в психодиагностическом эксперименте, как ин-струмента целенаправленного познания личности. То есть систематически рассмотреть возможности новых информационных технологий, методические требования, предъяв-ляемые к ним психодиагностикой, их сочетание, а также оценить перспективы их раз-вития.

 

Синтез клинического и экспериментального методов в при-кладной психологии на основе компьютерных технологий
В истоках научной психодиагностики лежит клинико-психологический метод. Этот метод предполагает свободное неформальное получение и анализ любой доступ-ной информации о человеке в контексте всего, что известно психологу не только из профессионального, но и житейского опы¬та. Этот метод вместе с экспериментально-психологическим, по существу, решает основные задачи диагностики. Если рассматри-вать клинико-психологический метод и его со¬отношение с эксперименталъно-психологическим, то можно ви¬деть, что экспериментально-психологические методики, по сущест¬ву, моделируют клинико-психологический метод в его отдельных сторонах и фрагментах. Моделирование это осуществляется в форме как бы описания деятельно-сти опытного врача или психо¬лога, использующего клинико-психологический метод. Такое опи¬сание на нестрогом языке научных метафор можно назвать "программой", "алгоритмом". С помощью этого описания психо¬диагностическая деятельность, поло-женная в его основу, может быть воспроизведена другими специалистами с той или иной сте¬пенью однозначности, полноты деятельности. Вместе с тем, следуют подчерк-нуть, что потенциально вы¬сокая детальность описания внутреннего мира другого чело-века тесно связана с потенциально низкой его надежностью и объек¬тивностью.
При широкой практической деятельности клинических психологов в среднем можно получить больше надеж¬ной психодиагностической информации, если заведомо идти на меньшую степень детальности описания личности, что и достига¬ется с помо-щью эксперимепталыю-психологических методик.
Первым шагом в направлении стандартизации и формализации психодиагности-ческой деятельности клинического психолога является стандартизация предъявляемых стимулов, а вторым – стандартизация получаемых ответов. При этом сохраняется не-стандартный и неформальный характер методов анализа и интерпретации. [6,14]
Следующим шагом является переход от патопсихологического метода к собст-венно тестовому. При этом формализация и нарастает и распространяется не только на стимулы и ответы, но и на анализ получаемых данных и даже на их интерпретацию. Психологический тест может интерпретироваться как самая полная символическая мо-дель деятельности клинического психолога, представленная в форме ее "программы" ("алгоритма"). При этом сама "программа" выполняется с помощью другого человека. В этом смысле можно отметить, что психологические тесты опередили время, родив-шись преждевременно. Они возникли как "программы" получения и обработки инфор-мации еще при отсутствии компьютеров. Объективно психологические тесты "ждали" появления компьютеров. Однако так как и разработка диагностических правил, и их реализация проводились в условиях, когда компьютеры еще не существовали, то огра-ниченность вычислительных возможностей, памяти и быстродействия человека выну-ждали обращаться лишь к самым простейшим алгоритмам распознавания образов. По-этому существенно важные задачи распознания, которые психолог должен решать в тестовом психодиагностическом заключении, решаются им на основе нестрогого, не-формального, "невычислительного", во многом интуитивного мышления.
При появлении психологических тестов они понимались, прежде всего, по анало-гии с измерительными приборами физического эксперимента, то есть как математиче-ский аппарат теории измерений.
Результат обработки данных психологического исследования представляется, как правило, набором числовых шкальных оценок, которые графически выражаются в виде "профиля". После этого осуществляется переход к психологическому заключению с пе-реводом числовых результатов на психологический язык. Именно этот переход на за-вершающем этапе тестирования представляет собой немоделируемый в психологиче-ских тестах "человеческий остаток" клинико-психологического метода исследования.
Логическая и вычислительная мощь, а также огромные память, быстродействие и надежность компьютеров позволяют понять, что форма психологических тестов во многом по контрасту с компьютерами определена ограниченными возможностями че-ловека как "моделирующего устройства". Ограничения в человеческой психике высту-пали и выступают как ограничения тестового метода в психологии, понимаемого как моделирование деятельности одного специалиста другим.
Компьютеры позволяют моделировать клинико-психологические исследования, проводимые специалистом с помощью не другого человека, а технических средств. Учитывая непрерывно возрастающие возможности компьютеров в вычислениях, логи-ческих операциях, памяти, быстродействии, можно отметить, что те ограничения, кото-рые существовали в методологическом аппарате психологических тестов и были связа-ны с ограниченными возможностями человека, снимаются.
Уже сейчас отчетливо выявляется прогрессивная эволюция компьютерной психо-диагностики. На первых этапах компьютеры использовались для вычисления шкальных оценок и специальных числовых индексов, а также графического представления "про-филей". Стала доступной текстовая интерпретация результатов тестирования, т.е. соб-ственно психодиагностическое заключение. Однако первые варианты интерпретации носили существенно схематический характер, использовали простейшие логические процедуры перехода от числовых оценок к психологическим характеристикам.
Компьютерные версии тестов могут быть полезны в работе, как начинающих, так и опытных психологов, врачей, педагогов и других специалистов. Для начинающих может иметь существенное значение сокращение времени обучения работе с психоло-гическим тестом.
Компьютерная программа освобождает обучающегося от необходимости запоми-нать большой объём информации по проведению эксперимента и анализу данных, по крайней мере, в формализованной их части. Таким образом, психолог может сущест-венно быстрее начинать работать с осваиваемым тестом на некотором гарантированном уровне качества этой работы. Безусловно, при небольшом опыте работы с тестом веро-ятность ошибок будет меньше при использовании компьютерной версии теста. По мере нарастания личного опыта психолога сложности интерпретации получаемых данных могут сначала приближаться по уровню к компьютерной интерпретации, а затем, воз-можно, и превосходить этот уровень. Однако следует учитывать, что сделать это не просто, так как компьютерная программа, с правило, аккумулирует опыт высококвали-фицированных специалистов, участвовавших в создании программы. [9,69]
Психологам, имеющим большой опыт психодиагностической работы, использо-вание компьютеров позволяет избавиться от рутинной части работы с тестом, такой как подсчет сырых оценок, перевод их в шкальные, подсчет индексов, построение графиков ("профилей") и проч. Кроме того, такой психолог может рассматривать результаты компьютерного тестирования как предварительные и может осуществлять дополни-тельный анализ и интеграцию по своему усмотрению, руководствуясь логикой и зада-чами исследования. Важно отметить, что компьютер существенно облегчает возмож-ность качественного, а не только количественного анализа получаемых данных. Так, компьютер делает легко доступным просмотр ответов на интересующие психолога во-просы. Компьютер сам может отбирать и группировать вопросы и ответы тематиче-ским критериям. Таким образом, при психологической психодиагностике психолог мо-жет ознакомиться с содержанием ответов испытуемого в существенно большей степе-ни, нежели при тестировании, проводимом без компьютера. Кроме того, компьютер по-зволяет легко получать временные характеристики реакций испытуемого на предъяв-ляемые ему стимулы и легко анализировать эти характеристики. Например, могут быть выделены те вопросы, ответы на которые потребовали наибольшего времени по срав-нению с другими вопросами, что потенциально может свидетельствовать об их боль-шем личностном значении для испытуемого.
Преимуществом компьютерной психодиагностики является возможность, с од-ной стороны, после проведения тестирования напечатать протокол исследования и пси-ходиагностическое заключение для истории болезни или другой документации, а с другой стороны, поместить эти данные в компьютерный банк данных для последующе-го их использования, в частности как справочного материала для статистического ана-лиза и т.д.
При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность оши-бок, связанных с человеческим фактором: психо-эмоциональным состоянием экспери-ментатора, большей или меньшей его заинтересованностью в результатах исследования и т.п. Гарантируемая при компьютерной психодиагностике абсолютная беспристраст-ность имеет особое значение в ситуациях экспертизы.
Не менее важным является то, что автоматизация психодиагностики позволяет проводить массовые обследования, связанные с задачами медицинского скрининга, профотбора и т.д.
Именно появление компьютеров открыло широкую перспективу для наиболее адекватной реализации существующих тестовых моделей психодиагностики и путь к построению все более полных "моделей" деятельности клинического психолога, в пре-деле, по сути приближающиеся к "оригиналу" (клинико-психологическому ме¬тоду).
Таким образом, внедрение компьютеров в психодиагностику в принципе снимает противоречие между клинико-психологическим методом и родственным ему патопси-хологическим экспериментом, с одной стороны, и тестовым методом психодиагности-ки, с другой, сохраняя в то же время все существующие достоинства тестового подхо-да: объективность, меньшую зависимость от субъективных особенностей эксперимен-татора, надежность и аккумуляцию коллективного профессионального опыта клиниче-ских психологов.
Классификация психодиагностических методик
Психодиагностика характеризуются широким спектром методи¬ческих подходов. Многообразие этих подходов обусловливает существование различных систем класси-фикации психодиагности¬ческих тестов.
С позиций формального анализа классификацию целесообраз¬но строить на срав-нительно самостоятельных элементах психоди¬агностического эксперимента, отражаю-щих его внешнюю сторону. К ним относятся воздействие на испытуемого в ходе экспе-римента (стимулы), ответы (отклики) испытуемого на это воздействие и операции с информацией, рожденной реакциями испытуемого на стимулы. Соответственно, осно-ванием для классификации психо¬диагностических методик могут служить различные сочетания форм тестовых заданий со способами реагирования испытуемых, дополнен-ные характеристиками процедур обработки эксперимен¬тальных данных.
В таблице 1 представлены формы тестовых заданий психоди¬агностических мето-дик. В этой таблице все виды стимулов разде¬лены на вербальные и невербальные. В свою очередь, среди вер¬бальных вычленяются стандартизированные и индивидуально-ориентированные стимулы, а невербальные включают в себя ста¬тические и динамиче-ские стимулы. Вербальные стимулы — это вопросы, утверждения и задания, выражен-ные словами. Стандар¬тизированные стимулы являются одинаковыми для всех испытуе¬мых, в то время как индивидуально ориентированные подбирают¬ся персонально для каждого испытуемого. Невербальные стимулы — это картинки, фигуры, значки, пятна и т.п. Кроме того, невербальные стимулы могут обращаться к сфере не только зритель-ного восприятия, а и других чувств (слух, осязание, обоняние, вкус). Параметры стати-ческих невербальных стимулов постоянны во Времени, а у динамических объектов мо-гут изменяться форма, цвет, высота тона звука и т.д.
Характеристика форм тестовых заданий дополняется описани¬ем порядка предъ-явления стимулов в процессе психодиагностиче¬ского эксперимента. Этот порядок мо-жет быть фиксированным и Переменным. Разновидностью переменного порядка явля-ется слу¬чайное предъявление стимулов, которое применяется, например, для организа-ции рандомизированного исследования. Другая раз¬новидность связана с использовани-ем в ряде психодиагностиче¬ских методик обратной связи с испытуемым, когда содер-жание и форма текущего стимульного материала зависят от реакций испы¬туемого на предыдущие стимулы.

Таблица 1
Виды тестовых заданий

Виды стимулов Порядок предъявления
стимулов
Вербальные Невербальные Фикси-рован-ный Переменный
Стандар-тизиро-ванные Индивиду-ально ориен-тированные Статиче-ские Динами-ческие Слу-чай-ный С обратной связью

Способы ответов испытуемого на тестовые стимулы разделяют¬ся на закрытые, открытые и динамическое реагирование через ор¬ганы управления (табл.2). При закры-том способе все ответы в совокупности образуют полную группу, или, иными словами, все возможные виды ответов заранее известны. Эти ответы могут осу¬ществляться в форме выбора из "меню ответов" (в зависимости от объема меню различают методики с альтернативным и множест¬венным выбором), с помощью оценивания какого-либо при-знака по заданной шкале, путем восстановления частей предложений, фигур и т.д., а также посредством переструктурирования данных. Открытые способы предполагают ответы испытуемого на предъ¬являемые стимулы в свободной форме. При этом могут быть рег¬ламентированы лишь самые общие требования к форме ответа (вербальная или невербальная, ориентировочные объем и время). Открытые способы включают в себя ответы в виде дополнения заданного стимула и ответы, в которых полностью допуска-ется свободное конструирование. При динамическом реагировании через органы управления используются перцептивные и моторные способности испытуемого.

Таблица 2
Виды ответов на тестовые задания

Закрытые Открытые Динамиче-ское реаги-рование
Вы-бор Оценивание по заданной шкале Восстанов-ление частей Пере-структури-рование Допол-нение Свободное конструиро-вание

Ниже приводятся характеристики возможных форм сочетаний тестовых заданий с видами ответов испытуемых, которые иллюстрируются ссылками на известные психо-диагностические методики, а также дается оценка соотношения качественного и коли-чественного компонентов для каждого выделенного класса психодиагностических ме-тодик.
Стимулы — вербальные, стандартизированные
Ответы — закрытые, типа "Выбор"
Сочетание вербальных стандартизированных стимулов крытыми ответами типа "Выбор" определяет самый обширный круг психодиагностических методик — тесты-опросники. 3адания в этих тестах представлены в виде вопросов или утверждений, от-носительно которых испытуемый выносит суждения (наиболее часто используется двух или трехальтернативный выбор, например, "Верно", "Неверно", "Не могу сказать"). По содержанию среди тестов-опросников условно выделяют опросники-анкеты, биографи-ческие опросники и личностные опросники.
Опросники-анкеты предназначены для получения какой-либо информации об об-следуемом, не имеющей непосредственно ношения к его личностным особенностям. Примером может служить Мичиганский скрининг-тест выявления алкоголизма, для ко-торого характерна слабая связь полученных результатов с личностными показателями обследуемых (отечественная адаптация произведена А.Е. Бобровым и А.Н. Шурыги-ным [1985]). [3,20]
Биографические опросники ориентированы на получение данных об истории жизни человека. Наиболее типичные вопросы в них относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям. Информация, даваемая биографическими опросниками, как правило, является вспомо-гательной для получения достоверной интерпретации результатов психодиагностиче-ских тестов, но может носить и собственно диагностический и прогностический харак-тер.
Личностные опросники представляют наиболее объемную группу тестов-опросников. Они предназначены для измерения различных особенностей личности. Одна и та же психологическая переменная в этих опросниках отражается группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут быть прямыми, апеллирующими непосредствен-но к опыту субъекта (например, "Боитесь ли Вы темноты?"), либо к мнениям, суждени-ям испытуемого, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания (например "Большинство людей честны").
Опросники строятся как одномерные, представляющие одну пе¬ременную, или как многомерные, одновременно отражающие не¬сколько личностных показателей. Среди личностных опросников выделяют опросники черт личности, типологические опросни-ки, опросники мотивов, интересов, ценностей и установок. При конструировании оп-росников черт личности используется подход, базирующийся на выделении групп тес-но связанных лич¬ностных признаков (примером может служить популярный опросник 16РF Р. Кеттелла [1970]Отечественная адаптация с примене¬нием компьютерного ана-лиза пунктов проведена А.Г. Шмелевым и В.И.Похидько [1987]).[19,126] Типологиче-ские опросники основываются на объединении похожих испытуемых в группы (типы), и в них в качестве имени понятия выступает название соответствующего типа, а содер-жание раскрывается описаниям типичного (или усредненного) представителя.
Одним из наиболее распространенных как за рубежом, так и у нас в стране явля-ется Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI). Первая отечественная адаптация MMPI произ¬ведена Ф.Б.Березиным с соавторами [1976] [2,14] и Л.Н. Собчик [1971] [14,6].
Опросники мотивов позволяют установить, на что направлена активность инди-видуума (мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения). Примером в отечественной психодиагностике может служить адаптированный Ю.Л.Ханиным сокращенный вариант опросника Марлоу-Крауна[1976]. Этот опросник стандартизирован на выборке спортсменов и использу¬ется для диагностики мотивации одобрения, контроля за фактором "социальной желательности", а также при изучении предпочитае¬мых средовых и межличностных влияний. Опросники интересов в зависи-мости от степени насыщенности личностными показателями могут быть отнесены и к опросникам-анкетам. Наиболее известным 38 рубежом является разработанный Э. Стронгом "Бланк профессиональных интересов" [Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., 1989] [5,58]. В этом опроснике определяется четыре пара¬метра интересов: 1. Сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успеха в определенной профес-сии; 2. Сходство ин¬тересов обследуемого с типично мужскими и типично женскими интересами; 3. Степень зрелости интересов; 4. Степень профессио¬нальной подготовки. "Бланк" содержит 400 заданий, разделенных на 8 рубрик, например, "профессия", "школьные предметы", "развлечения" и т.д.
Опросники ценностей направлены на измерение ценностных ориентаций лично-сти, которые формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности. Поэтому опросники ценно-стей близки к опросникам интересов, мотивов и установок. Примером является опрос-ник ценностей специальностей Д.Суппера, дающий сведения о важности для обследуе-мого каждой из 45 ценностей специальностей, например, помощь другим — для психо-лога, воз¬можность продвижения по службе — для администратора и т.д.
Опросники установок применяются преимущественно в социально-психологических и социологических исследованиях.
Применение тестов-опросников характеризуется малой степе¬нью вовлеченности психодиагноста в процедуру обследования. Алгоритмы обработки результатов этих тестов, как правило, пред¬ставляют собой несложную процедуру подсчета количества совпа¬дений ответов испытуемого с так называемым диагностическим ключом и после-дующее приведение полученных результатов к стандартизированному виду. Автомати-зация подобного тестиро¬вания с помощью современных компьютеров является не-сложной технической задачей. Основные трудности встречаются на этапе формирова-ния автоматизированной интерпретации данных мно¬гомерных тестов-опросников.
"Ручное" использование тестов-опросников предполагает фик¬сированный поря-док предъявления стимулов. Изменение этого порядка на случайный приводит к ран-домизированному типу пси¬ходиагностического эксперимента. Включение с помощью компь¬ютера обратной связи обеспечивает проведения так называемого адаптивного тестирования.

Стимулы — невербальные статические
Ответы—закрытые, типа "Выбор"
Методики данного типа применяются, например, для исследо¬вания пространст-венного воображения, комбинаторных способно¬стей и способностей соотнесения не-вербальных стимулов к опреде¬ленному классу из заданного алфавита классов. Сюда относятся, в частности, некоторые задания теста исследования структуры интеллекта Амтхауэра (адаптированный вариант под названием "тест-Су" нашел применение для изучения уровня интеллектуаль¬ного развития учащихся младших классов [Лийметс с соавт., 1974]). Так в заданиях "выбор фигур" в качестве стимулов приводятся разделен-ные на части геометрические фигуры, которые нужно со¬отнести с предполагаемыми изображениями целых фигур.
Обработка результатов в данном случае сводится к оценке количества правильно произведенных выборов. В качестве диагно¬стического параметра нередко используется время решения зада¬ний теста. Очевидно, что современные компьютеры, обладающие развитыми изобразительными средствами, позволяют полностью автоматизировать по-добные методики. При этом в качестве сти¬мулов могут выступать не только статиче-ские, но и динамические объекты.
Стимулы — вербальные стандартизированные,
невербальные статические
Ответы — закрытые, типа "Восстановление частей"
Психодиагностические методики рассматриваемого типа явля¬ются, по сути, мо-дификацией тестов с множественным выбором. Отличительной особенностью этих ме-тодик является то, что испы¬туемым предлагается самим сформулировать (сконструиро-вать) ответ, не прибегая к меню возможных ответов. Таким образом, испытуемый не ограничен какими-либо рамками в своих ответах. В то же время при данном подходе предполагается, что существуют правильные ответы на задания теста, которые могут быть выраже¬ны в достаточно определенной форме.
Примером методик указанного типа может служить субтест на¬хождения недос-тающих деталей Векслера, с помощью которого изучаются особенности зрительного восприятия, наблюдатель¬ность, способность отличить существенные детали [Wechsler D. 1958]. В этом субтесте испытуемый должен отыскать какую-либо недостающую де-таль или какое-то несоответствие на каждом из 21 рисунке. На ответ отводится не бо-лее 20 с. и правильность ответа оценивается одним баллом. Другим примером является субтест Амтхауэра "Ряды чисел", направленный на исследование индук¬тивного мыш-ления испытуемого и его способности оперировать с числами. В 20 заданиях субтеста требуется установить закономер¬ность числового ряда и продолжить его. Здесь также на выполне¬ние заданий вводится лимит времени.
Обработка результатов обследования с помощью психодиагно¬стических методик рассматриваемого класса в достаточной степе¬ни формализована. Диагностическими признаками здесь выступают количества правильно выполненных заданий. Также в ря-де случаев ценная диагностическая информация содержится в параметрах временной динамики выполнения теста.

Стимулы — вербальные стандартизированные,
невербальные статические Ответы — закрытые,
типа "Переконструирование"
Тестовые задания, предполагающие ответы типа "перекон¬струирование данных", заключаются в составлении комбинаций из заданного алфавита вербальных или невер-бальных элементов. Как правило, считается известной "правильная" комбинация эле-ментов, но это не является обязательным условием, так как оценке могут подлежать та-кие параметры, как, например, оригинальность соз¬данной композиции. В качестве ти-пичного примера можно привес¬ти субтест последовательности картинок в шкале изме-рения интеллекта Векслера. С помощью этого субтеста исследуется способ¬ность испы-туемого к организации фрагментов в логическом поле, пониманию ситуации и пред-восхищению событий. В задании предлагается 8 серий картинок, обобщенных каким-либо сюжетом, в соответствии с которым, испытуемый должен разложить картин¬ки в определенной последовательности. Оценка в данном субтесте зависит от правильности и времени решения.
Примером использования вербальных стандартизированных стимулов может служить субтест "составление предложения по трем предлагаемым словам", входящий в аналитический тест интеллекта Р. Мейли [1969] [20,34]. Испытуемый должен за две минуты со¬ставить из набора слов как можно больше предложений. Критери¬ем оценки выполненного задания служит мысль, объединяющая слова. Если мысль, положенная в основу связки слов неудачна или представленная фраза бессмысленна, испытуемому присваивается 1 балл; банальному содержанию фразы соответствует 2 балла, а за ори-гинальную мысль дается 3 балла.
Как видно из приведенных примеров, обработка результатов обследования с по-мощью методик рассматриваемого типа может содержать как количественный, так и качественный компоненты. Но в целом ограниченный алфавит стимулов, подвергаю-щихся переструктурированию, и соответственно, ограниченный и извест¬ный набор возможных комбинаций дает основание отнести ука¬занные методики к достаточно чет-ко структурированным и допус¬кающим сравнительно высокую степень формализуемо-сти проце¬дуры обработки экспериментальной информации.

Стимулы — вербальные стандартизированные, невербальные
Ответы — закрытые, типа "Оценивание значения признака по
заданной шкале"
Психодиагностические методики данного типа связаны с оцен¬кой различных объ-ектов (словесных утверждений, изобразительно¬го материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них каче¬ства, заданного шкалой (например, "теплый - холодный", "сильный - слабый" и т.д.). В качестве примера характерен метод семантического диф-ференциала, разработанный Ч.Осгудом[1957] [21,30]. Этот метод предназначен для из-мерения различий в интерпретации понятий испытуемыми.
Полученные на основании процедуры семантического дифференциала количест-венные данные изображаются в виде так называемого семантического профиля иссле-дуемого понятия. Точность отражения стимула зависит от числа заданных осей (при-знаков). Применяя технику семантического дифференциала для оценки множества объектов одним испытуемым или одного объекта группой испытуемых, на выходе по-лучают числовые таблицы вида объект-признак, которые в дальнейшем могут быть подвергнуты анализу многомерных группировок, как объектов, так и признаков.
Технология применения методик данного типа сопряжена с большим количеством вычислений, которые необходимы для реализации любого алгоритма из богатого арсе-нала алгоритмов анализа таблиц обьект-признак. Поэтому психодиагиосту, желающему использовать ту или иную шкальную технику оценивания, компьютер будет служить эффективным под¬спорьем. В то же время интерпретация результатов подобного ком-пьютерного анализа экспериментального материала трудно формализуема и основной акцент в такой интерпретации прихо¬дится на психодиагноста, который помимо своих профессиональ¬ных знаний должен хорошо представлять особенности алгоритмов вы-явления структуры многомерных данных. Расширение методик: указанного типа воз-можно с помощью компьютерного моделиро¬вания динамических объектов.

Стимулы — вербальные и невербальные индивидуально
ориентированные
Ответы — закрытые, типа "Оценивание значения признака"
Примером индивидуально ориентированного подхода к субъек¬тивному шкалиро-ванию является техника репертуарных решеток. Она предложена Г.Келли в 1955 году и направлена на изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих вос-при¬ятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Под индивиду-альной системой конструктов имеется в виду система отношений и установок к миру. По Г. Келли, "конструкт можно представить себе как референтную ось, основной пара-метр оцен¬ки... На поведенческом уровне его можно рассматривать как от¬крытый чело-веком способ поведения...". Описание конструкта, по Г.Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом конструкт становится тем, "чем два или несколько объектов сход¬ны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или не-скольких других объектов". Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними конструкт-конструкт и применить для выявле-ния структуры смы¬словых параметров, лежащих в основе восприятия данным челове¬ком себя и других людей, объектов и отношений, алгоритмы ана¬лиза многомерных данных (факторный и кластерный анализ, мно¬гомерное шкалирование, проецирование данных в пространства меньшей размерности и пр.).
Несмотря на внешнее сходство, техника репертуарных решеток радикально отли-чается от метода семантического дифференциала. Здесь используются не заданные из-вне признаки, а выявляются собственные, индивидуальные конструкты, создаваемые непосред¬ственно в ходе обследования. Поэтому техника репертуарных ре¬шеток являет-ся гораздо более гибким и тонким инструментом. Между тем, эти качества обусловли-вают значительную вовлеченность эксперта в процесс психодиагностики, и, хотя для эффектив¬ного использования техники репертуарных решеток совершенно необходима компьютерная поддержка методики, в самой процеду¬ре обследования и интерпретации результатов акцент еще более смещается в сторону использования трудно формализуе-мых знаний и опыта эксперта — психодиагноста.

Стимулы — вербальные стандартизированные
Ответы — открытые, типа "Дополнения"
Примером психодиагностических методик данного типа может служить методика завершения предложений. Обследуемому пред¬лагается серия незаконченных предло-жений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы он их завершил по сво-ему усмотрению. Предложения в данной методике формулируются таким образом, чтобы стимулировать испытуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Другим примером является методика завершения историй. Здесь в отличие от предыдущий методики в качестве стимула выступает небольшой рассказ. Дан¬ные методики в нашей стране применяются преимущественно в клинико-диагностических исследованиях.
Стандартизация рассматриваемых методик достигается путем отнесения произ-вольных ответов испытуемого к некоторому опор¬ному множеству психологических ка-тегорий. Открытые опросники предполагают использование контент-анализа, Для ре-шения задач контент-анализа компьютеры начали применяться в 60-х годах. Составле-ние вычислительных программ для такого анализа явля¬ется трудоемким делом. Поэто-му компьютеризация данных мето¬дик проблематична. Здесь важно правильно оценить выигрыш, который может дать машинная обработка по сравнению с ручным анализом произвольных ответов. А это, в свою очередь, зависит от конкретных задач исследова-ния, объема материала, подлежащего анализу, и от степени его формализуемости.

Стимулы — невербальные статические
Ответы — открытые, типа "Дополнения"
Показательным примером методики дополнения невербальных стимулов является рисуночный тест Вартегга.
Стимульный материал этого теста состоит из 8 стандартных, ограниченных бе-лым пространством графических знаков, распо¬ложенных на черном поле. Обследуемо-му необходимо в имеющемся пространстве выполнить рисунки с учетом изображенных знаков. При интерпретации результатов исходят из определенных свойств, приписы-ваемых графическим знакам. Учитываются также содержание рисунков и их графиче-ское исполнение.

 

Стимулы — вербальные стандартизированные
Ответы — открытые, типа "Свободное конструирование"
Для психодиагностических методик, предполагающих ответы в форме свободного конструирования, стимулы могут быть самыми разнообразными — как вербальными, так и невербальными. То же самое можно сказать и о виде ответов испытуемых — это могут быть рисунки на заданную тему, рассказы, интерпретации изо¬бражений и т.д. В данной группе методик основная доля приходит¬ся на проективные тесты.
В качестве примеров можно привести два популярных теста — тест Роршаха, в котором испытуемый должен придать смысл сим¬метричным аморфным черно-белым и цветным изображениям и тест тематической апперцепции (ТАТ), основанный на толко-вании испытуемым сюжетов специально подобранных картинок.
В проективных методиках количественные диагностические оценки могут быть получены на основании измерения объема от¬вета испытуемого, подсчета частоты об-ращения к отдельным темам и т.п. На практике использование проективных методик часто опирается на интуицию и теоретическую подготовку психодиагноста.

Стимулы — невербальные динамические
Ответы — динамическое реагирование через органы управления
Рассматриваемое сочетание стимулов и ответов соответствует классу психодиаг-ностических методик, которые обычно называют аппаратурными тестами. Эти тесты используются в исследованиях параметров времени реакции (реактометры, рефлексо-метры), типо¬логических особенностей высшей нервной деятельности и пр. На¬личие об-ратной связи между ответами (реакциями) испытуемого и стимулами свойственно большому количеству критериально-ориентированных аппаратурных тестов, в которых моделируются условия какой-либо критериальной деятельности. На экране дисплея компьютера могут моделироваться разнообраз¬ные виды деятельности, имитироваться объекты слежения, управ¬ления и т.д. Параллельно с помощью специальных датчиков и микропроцессорных контроллеров может производиться съем и ввод в компьютер пси-хофизиологической информации. Отдельно можно выделить также подкласс аппара-турных тестов, который в настоящее время стал активно развиваться и в котором моде-лирование опосредуется компьютерными играми. Самостоятельное направление связа-но с созданием мультимедиа-систем, погружаю¬щих испытуемого виртуальную реаль-ность.

Стимулы — вербальные индивидуально ориентированные
Ответы — открытые
Этот класс методик можно определить как диалогические тех¬ники, в которых предполагается непосредственный контакт психо¬диагноста с обследуемым и учитыва-ются специфические особенно¬сти конкретной диагностической задачи. Разумеется, диалогиче¬ские техники наименее формализуемы и в них более всего важно живое взаимодействие эксперта и обследуемого. Можно предполо¬жить, что в будущем с раз-витием средств общения с компьютером на естественном языке диалогические техники смогут занять свое место в компьютерной психодиагностике.

Возможности компьютера в психодиагностике

В таблице 3 представлены основные составляющие предмета компьютерной пси-ходиагностики.

Таблица 3
Предмет компьютерной психодиагностики

Автоматизация методик
Новые виды экспериментов Современные информацион-ные технологии
- инструктаж
- ведение протокола
- предъявление стимулов
- регистрация реакций
- расчет и выдача
результатов - адаптивное тестирование
- время как фактор экспери-
мента
- виртуальная реальность
- игровая мотивация
- базы данных
- анализ данных
- интеллектуальные
системы

 

Автоматизация методик

В настоящее время преобладающее большинство разработок относится к автома-тизации методик, что выражается, главным образом, в создании компьютерных версии известных психодиаг¬ностических тестов, ранее предназначенных для "ручного" упот¬ребления. Переложение на компьютерную основу методик со стан¬дартизированными вербальными и статическими невербальными стимулами, на которые испытуемый дает ответы закрытого типа, не представляет особой сложности. В данном случае компью-тер фактически выполняет функция калькулятора с той разницей, что также обеспечи-вает автоматическое предъявление стимулов, реги¬страцию ответов, ведение протокола эксперимента и выдает ре¬зультаты в привычной для психодиагноста форме на экран дисплея или в виде твердой копии. [11,40]
За счет автоматизации в психодиагностической практике на¬блюдается ряд поло-жительных эффектов, которые условно можно назвать количественными:
• быстрое получение результатов бывает крайне необходимо в таких областях, как, например, клиническое обследование или консультирование;
• эксперт освобождается от трудоемких рутинных операций и может сконцентри-роваться на решении сугубо профессио¬нальных задач;
• повышается точность регистрации результатов и исключают¬ся ошибки обработ-ки исходных данных, неизбежные при руч¬ных методах расчета выходных показателей (например, раньше при ручной обработке MMPI допускалось до 20% ошибок);
• оперативность обработки данных при компьютерном экспе¬рименте позволяет проводить в сжатые сроки массовые пси¬ходиагностические обследования путем парал-лельного тести¬рования многих испытуемых.
Как следствие перечисленных эффектов, автоматизация мето¬дик оказывает поло-жительное действие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностиче-ского эксперимента. Кроме того, можно отметить положительное влияние автоматиза-ции на общие условия обследования. В частности, возрастает уровень стандартизации этих условий за счет единообразного инструкти¬рования испытуемых и предъявления заданий, не зависящих от пола, возраста, степени привлекательности, настроения и предвзя¬тости, как экспериментатора, так и самого обследуемого. Немало¬важной может оказаться конфиденциальность автоматизирован¬ного тестирования, позволяющая ис-пытуемому быть более откро¬венным и естественным во время эксперимента. Также в ряде слу¬чаев считается полезной возможность скрыть от испытуемого тех¬нологию по-лучения результирующих показателей.
Автоматизация методик имеет и свою оборотную сторону, ко¬торую необходимо учитывать. Изменение условий психодиагно¬стического эксперимента требует проверки компьютерных версий методик на их адекватность традиционному "ручному" аналогу. Это, в частности, связано с тем, что при взаимодействии с компью¬тером у некоторых испытуемых могут возникать эффекты "психологического барьера" или "сверхдоверия" (Из собственного опыта в сравнении с опытом американских психологов видно, что эти тенденции могут достаточно сильно отличаться в зависимости от межкультурных раз-личий. В частности, в США испытуемые склонны выражать недоверие к компьютерам, в то время как у нас наблюдается выраженный противоположный эффект). Поэтому ав-томатизированные варианты психодиагностических методик следует подвергать рес-тандартизации. [10,50]
В отличие от "количественных" эффектов, которые обеспечива¬ет автоматизация психодиагностического эксперимента, развитие компьютерной психодиагностики свя-зано с принципиально ины¬ми, качественно новыми возможностями, которые открывает при¬менение компьютеров.

Новые виды экспериментов
Адаптивное тестирование
Адаптивное тестирование заключается в том, что предъявляе¬мые испытуемому текущие задания зависят от результатов его ответов на предыдущие задания. Вследст-вие этого испытуемому может предъявляться гораздо меньше заданий с сохранением диаг¬ностической способности целого объемного теста. За счет адап¬тивного подхода удается значительно снизить трудоемкость и вре¬мя тестирования, что на практике бы-вает очень важно (например, при обследовании детей, больных, умственно отсталых). Техниче¬ской предпосылкой адаптивных тестовых методик служит способ¬ность компь-ютеров за счет быстродействия вести обработку по¬ступающих данных в масштабе ре-ального времени.
Можно выделить два подхода к созданию адаптивных тестов. В первом подходе принятие решения об изменении порядка предъяв¬ления тестовых задании производится на каждом шаге тестирова¬ния (постоянная адаптация). Во втором подходе принятие решения об изменении порядка следования заданий осуществляется после анализа ре-зультатов отчетов испытуемого на специальный блок заданий (блочная адаптация)
Теоретической основой первого подхода является существова¬ние несимметрич-ных статистических связей между ответами испы¬туемого на задания тестов, которые выявляются по результатам обследования представительных выборок.
Конструирование теста с постоянной адаптацией производится следующим обра-зом:
• для репрезентативной выборки испытуемых вычисляются матрицы сопряжен-ности пунктов исследуемого теста и из них выбираются матрицы с указанной асиммет-рией;
• для каждого пункта теста составляется список номеров пунк¬тов, которые можно пропустить при определенном ответе ис¬пытуемого на данный пункт;
• определяется новый порядок пунктов теста. Основанием для его установления служит анализ объемов и содержания выше¬упомянутых списков: в первую очередь должны предъявляться пункты с максимальными объемами и как можно более раз¬нящимися содержаниями списков, чтобы избежать дублиро¬вания. Новый порядок предъявления заданий позволяет мак¬симизировать число возможных пропусков и тем самым уко¬ротить среднюю длительность тестирования. При этом, ко¬нечно, нужно учи-тывать, что вследствие перестановки пунк¬тов могут измениться нормы.
Адаптивный тест с блочной организацией, как правило, стро¬ится с применением кластерного анализа репрезентативной вы¬борки испытуемых в пространстве исходных признаков. После проведения кластеризации путем тщательного анализа выделив¬шихся группировок испытуемых ищутся ответы на два вопроса: 1. Чем отличаются друг от друга кластеры? 2. Что общего у объектов, вошедших в тот или иной кластер? Полу-ченные в результате тако¬го анализа ответы позволяют, во-первых, сформировать мини¬мальный блок начальных заданий теста, дающий возможность четко определять при-надлежность испытуемого к какому-либо кластеру. И, во-вторых, минимизировать ко-личество заданий для дальнейшего тестирования, так как внутри каждого кластера су¬щественно снижается вариативность реакций испытуемых (имеется большая группа за-даний, на которые испытуемые дают одинако¬вые ответы).
Адаптивность компьютерного психодиагностического теста может выражаться не только в непосредственном изменении по¬рядка предъявления тестовых стимулов. В за-висимости от текущего результата тестирования в последовательность стимулов могут включаться специальные сообщения, оказывающие корректирую¬щее психологическое воздействие на испытуемого вплоть до, на¬пример, наказания испытуемого, фальсифи-цирующего ответы, возвратом к исходному заданию теста.

Время как фактор психодиагностического эксперимента
В отличие от традиционного "ручного" тестирования компью¬теры позволяют ак-тивно использовать в психодиагностическом эксперименте такой важный параметр, ка-ким является время. С одной стороны, время может быть управляемым параметром теста. Исследователь с помощью компьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирова¬ния. Также этот темп может подби-раться автоматически, без непо¬средственного участия экспериментатора. Например, для нейтра¬лизации действия неспецифического иррелевантного фактора ус¬тойчивости испытуемого к восприятию неудачи темп тестирования подстраивается под испытуемо-го таким образом, чтобы процент ошибок был минимальным.
С другой стороны, время может служить собственно диагности¬ческим парамет-ром, который ранее слабо использовался либо со¬всем не анализировался в "ручных" версиях психодиагностических методик. Так, показатели временной динамики ответов испытуе¬мого на вопросы психодиагностического теста могут выступать в качестве ин-дикаторов эмоциональной неустойчивости, утомляемо¬сти и т.п.

Психодаагностические мультимедиа системы
Современные интерактивные компьютерные системы способны работать с дина-мической графикой, движущимися и статическими видеоизображениями и высококаче-ственными речью и звуком. Это кардинально расширяет возможности психодиагности-ки, так как позволяет строить тесты в виде моделей, максимально приближен¬ных к ре-альной деятельности. Наиболее полно указанная возмож¬ность проявляется в мультиме-диа (дословно многосредных) систе¬мах виртуальной реальности (virtual reality- VR), а также в близ¬ких к ним системах телеприсутствия (telepresense). С помощью спе¬циального оборудования — шлема с двумя миниатюрными стерео дисплеями, квадро-наушниками, специальных сенсорных перчаток и даже костюма, испытуемый может быть "помещен" в сгенериро¬ванный или смоделированный компьютером мир, повер-нув голову посмотреть налево и направо, "пройти" дальше, протянуть руку вперед и увидеть ее в виртуальном мире; может брать какой-либо виртуальный предмет (ощу-щая при этом тяжесть) и переставлять его с места на место и т.п. Кроме того системы УК допускают групповое присутствие и взаимодействие в виртуальном мире.

Игровая мотивация
Одним из основных препятствий в развитии психодиагностики является некоопе-ративное отношение испытуемых к процессу тес¬тирования. Это находит выражение, например, в прямом уклоне¬нии испытуемого от обследования или в сознательных по-пытках фальсификации результатов. Для преодоления указанного препят¬ствия важная роль отводится созданию у испытуемых игровой мотивации путем оформления психо-диагностического теста в виде компьютерной игры. "Включение" игровой мотивации повышает привлекательность процесса тестирования и повышает достовер¬ность ре-зультатов.
Посредством компьютерных игр можно моделировать те или иные виды деятель-ности. Кроме того, в компьютерной психодиаг¬ностической игре существует возмож-ность сочетания вербальных и невербальных стимулов. С одной стороны, компьютер-ная игра способна совмещать функции тестов-опросников и критериально-ориентированных тестов деятельности. С другой — игровая ком¬понента может слу-жить отвлекающим, разнообразящим или по¬ощряющим фактором для тестируемого.
Известные коммерческие компьютерные игры затрагивают сра¬зу много психиче-ских качеств и умений человека, чем, собственно, и достигается их привлекательность. В отличие от этих игр ком¬пьютерные игровые тесты, как правило, концентрируются на од¬ном действии испытуемого, отражающим определенное психиче¬ское свойство. В ре-зультате игровой тест становится более однооб¬разным и скучным, чем развлекательная игра. Но, по-видимому, с развитием компьютерной психодиагностики будут найдены пути для преодоления этого недостатка. [4,24]

 

 

Современные информационные технологии

Базы психодиагностических данных

В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов, проводимых отдельными исследователями и науч¬ными коллективами, после заверше-ния анализа, соответствующего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются. В связи с этим, например, в области медицинской психодиагностики, несмотря на много-летние и многочисленные исследования больных, осуществ¬ляемые клиническими пси-хологами и врачами, как в практических, так и научных целях, отсутствуют достаточ-ные статистические данные даже для наиболее употребляемых психологических тестов (MMPI, 16РF Р.Кеттелла, тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга, шкалы памяти и интеллекта Векслера и др.). Такого рода дан¬ные для отдельных нозологических, син-дромальных и других кате¬горий больных обычно приводятся в ограниченном виде лишь в научных публикациях. Затем они рассеиваются и практически те¬ряются. Одной из актуальных задач компьютерной пси¬ходиагностики является организация специаль-ных систем для хра¬нения разноплановой и разнородной экспериментально-психологической информации, в которых реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной сложности. Такие системы носят название систем управ-ления базами данных (СУБД). [8,120]
Их основная задача заключается в уни¬фикации внутреннего представления ин-формации и устранении дублирования информации, требуемой для различных алго-ритмов. СУБД позволяют, во-первых, систематически накапливать и хра¬нить практиче-ски неограниченные объемы как экспериментально-психологических, так и других ре-левантных целям психодиагно¬стики данных. И, во-вторых, базы данных дают возмож-ность про¬водить регулярные и оперативные уточнения статистических ха¬рактеристик изучаемых контингентов, в частности, получать их для однородных по интересующим параметрам выборок и прове¬рять выдвигаемые статистические гипотезы. Также нали-чие СУБД создает предпосылки для широкого использования в психодиагно¬стике экс-тенсионального подхода, основанного на принятии реше¬ния путем сравнения с преце-дентами из множества хорошо изучен¬ных случаев диагностической практики.

Анализ данных
Психологу, оснащенному современным высокопроизводитель¬ным компьютером, становятся доступны гораздо более сложные операции с информацией, чем при ручном эксперименте. Сюда относится, например, оперативная реализация широкого спектра различных трудоемких процедур для расчета дополнительных шкал, индексов, вспомо-гательных показателей и т.п. Но главным является возможность развития подходов, ко-торые принципиально были ранее не доступны.
Иллюстрацией качественно новых результатов в психодиагно¬стике может слу-жить тот факт, что применение персональных ком¬пьютеров дало мощный импульс для развития и практического применения методов" идеографического подхода, получив-шего на¬звание "субъективная парадигма анализа данных". Реконструкция субъективно-го семантического пространства в этом подходе про¬изводится с помощью процедур кластерного и факторного анали¬за, а также алгоритмов многомерного шкалирования и масштаби¬рования, требующих больших объемов вычислений.
Другая иллюстрация — развитие экстенсионального подхода, основанного на принятии диагностических решений относительно исследуемого объекта посредством его сравнения с диагностиче¬скими прецедентами. Реализация этого подхода возможна только с использованием высокопроизводительной компьютерной техники, так как он связан с применением трудоемких алгоритмов конст¬руирования информативных описаний прецедентов, нахождения мер для сравнения объектов и определения опти-мальных компози¬ций диагностических прецедентов.
Еще одним немаловажным фактором, существенно влияющим на качество психо-диагностический решений, является использова¬ние колоссального потенциала, зало-женного в компьютерной ког¬нитивной графике. Функция когнитивной графики заклю-чается в наглядном графическом представлении тех или иных особенностей анализи-руемой информации, что является эффективным средством для прямого воздействия на процесс интуитивного образного мышления исследователя и практического специали-ста. [1,250]

 

Интеллектуальные системы
Развитие компьютеров вступило в этап, когда они начали ак¬тивно брать на себя различные функции, традиционно считавшие¬ся прерогативой интеллектуальной дея-тельности. С одной стороны этому способствовало техническое совершенствование компьюте¬ров (улучшение технологической базы и архитектуры, повышение произво-дительности и надежности, уменьшение габаритов и стои¬мости). С другой — к этому вели разработки, например, в области игровых программ, доказательства теорем, рас-познавания обра¬зов, машинного перевода, автоматического реферирования, ин¬формационного поиска, сочинения текстов и музыки и другие раз¬работки, приводящие к результатам или моделирующие процесс получения результата в отдельных видах деятельности человека. Главным фактором, послужившим стержнем для становления индустрии интеллектуальных систем, явилось перенесение акцента с разработок ком-пьютерных вычислительных программ на про¬граммы, осуществляющие представление и манипулирование зна¬ниями из актуальных предметных областей. [7,83]
В психологии выделяют следующие основные типы прикладных интеллектуаль-ных систем.
1. Интеллектуальные информационно-поисковые системы (ИИПС). В отличие от СУБД эти системы обладают способностью понимать недостаточно четко сформу-лированные вопросы. Другая особенность ИИПС заключается в их способности осуще-ствлять автоматическое реферирование и анализ состояний противоречи¬вости и непол-ноты фрагментов знания, что обусловливает воз¬можности ИИПС "переваривать" и на-капливать огромные количе¬ства информации из самых разнообразных источников.
2. Экспертные системы (ЭС) предназначены, главным образом, для решения практических задач, возникающих у специалиста, работающего в плохо структуриро-ванной и трудно формализуемой предметной области. Они способны аккумулировать профес¬сиональные знания квалифицированных экспертов о ситуации психологическо-го эксперимента, особенностях объекта и, может быть, личности самого эксперимента-тора и могут служить полез¬ным инструментом, содействующим повышению точности психо¬диагностики и эффективности планирования психотехнических мероприятий. [13,200]
3. Обучающие системы, которые нередко называют тьюторами (англ. tutor - обу-чать), являются разновидностью экспертных систем. Основной особенностью тьюторов является их способность давать обоснованные, методически эффективные для обучения объяснения с адаптивной степенью детализации по рассматривае¬мым диагностическим решениям.
В заключение данной работы кратко охарактеризуем компью¬терные психодиаг-ностические системы, предназначенные для про¬ведения комплексных экспериментов. Эти эксперименты могут преследовать практические, исследовательские и смешанные цели.
В практических целях специальные средства компьютерных систем позволяют оформлять набор психодиагностических мето¬дик, результаты которых отражают раз-личные стороны психики испытуемых в виде батареи тестов. Единое информационное обес¬печение батареи тестов в рамках компьютерной системы часто служит основой для синтеза интегральных психодиагностических показателей.
Целями исследований является изучение новых закономерностей психических феноменов с помощью известных психодиагностических методик и конструирование нового инструментария психодиагностических измерений. Для достижения указанных целей в исследовательских компьютерных системах функционируют средства форми-рования вербальных и невербальных, статических и динамических тестовых стимулов, задания порядка их предъявления испытуемым, определения регистрируемых пара-метров психодиагностического эксперимента и описания алгоритмов вычисления тес-товых оценок. Эти средства представлены в исследовательских компьютерных психо-диагностических системах в виде метаязыков и так называемых настраиваемых обо-лочек, позволяющих экспериментатору конструировать и корректировать психодиагно-стический тест, не прибегая к услугам профессионального программиста. Кроме того, в данных системах предусматриваются средства архивирования экспериментально-психологической информации, манипулирования с ней и статистического анализа пси-ходиагностической информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Проведя исследование развития и актуального положения компьютерной психо-диагностики, автор нашел возможным создание систематического описания отрасли. Однако структура компьютерной психодиагностики, предложенная в данной работе, не охватывает некоторых ее аспектов. Например, ограничение использования компьютера в психодиагностике не отражено в исследовании, что объясняется, опять таки, молым опытом применения новых технологий и слабой степенью систематизации этого опыта, по крайней мере, в отечественных работах, что в свою очередь ставит целый ряд от-крытых вопросов для дальнейшего изучения.
Систематизированная информация приведенная в данной работе четко прказыв-вает, что компьютерная психодиагностика сделала лишь начальные шаги на том пути, для движения по которому, ограничения практически не просматриваются, и ясна об-щая методология совершенствования формализованной психодиагностики. Такое со-вершенствование, конечно, во многом определяется развитием компьютерной техники и математического обеспечения компьютеров. Однако развитие компьютерной психо-диагностики также существенно зависит и от подготовки, и от адаптации для компью-теров богатства знаний как собственно психодиагностических, так и общепсихологиче-ских, имеющих отношение к психодиагностике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Основы мо-делирования и первичная обработка данных.—М.: Финансы и статистика, 1983.—471с.
2. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего ис-следования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области примене-ния).—М.: Фолиум, 1994.—175с.
3. Бобров А.Е., Шурыгин А.И. Алкогольный скрининг-тест: его валидность и струк-тура//Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических за-болеваниях.—Л.: НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева, 1985.—224с.
4. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр.//Вопросы психологии. 1993, №3.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагно-стике.—Киев: Наукова думка. 1989.—200с.
6. Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая диаг-ностика и новые информационные технологии. Санкт-Петербург. 1997.—203с.
7. Говоркова О.Ф. Опыт изучения некоторых интеллектуальных умений//Вопросы психологии, 1962, №2. С.83-91.
8. Гонзен В.А. Системные описания в психологии.- Л.:ЛГУ,1984.-175 с.
9. Гурьева А.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты.//Вопросы психологии, 1993, №3
10. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика и преодоле-ние.//Вопросы психологии, 1993, №1
11. Иовлев А.Б., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Об автоматизации психодиагностиче-ских исследований. Тр./НИИ им. В.М. Бехтерева.—Л., 1985.— 189с
12. Наумов Н.Д. Психолого-педагогические проблемы компьютерной диагностики мышления//Вопросы психологии, 1991, №2.
13. Попов Э.В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ.— М.:1987.—288с.
14. Собчик Л.Н. Пособие по применению психологической методики ММРI.—М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1971.
15. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Под ред. Г.В. Осипова.—М.: Наука, 1979.—319с.
16. Тихомиров В.М. Отношение к компьютеризированному тестированию различных социальных групп//Вопросы психологии, 1991, №5.
17. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: пер. с англ.— М.: Прогресс. 1987.— 236с.
18. Харитонов Р.А., Хрипкова Л.М. Две психодиагностические методики в клинике детской психиатрии.—Л.: НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева.—175с.
19. Шмелев А.Г., Похилько В.И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников: ручные и компьютерные алгоритмы//Вопр. психол 1985. №4—с.126-134.
20. Meili R. Podrecznik diagnostyki psychologicznej.— Warszawa: PWN, 1969—373p.
21. Osgood Ch.E., Susi G.E., Tannenbaum P.M. Urbana: Univ. I 11. Press, 1957.—314p.

 

 

Психология | 2007-2008 | Art - Dr.OM

 

       
Rambler's Top100 МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов