|
|
|
Неформальные объединения молодежи как фактор социализации подростков
Сегодня необходима активизация воздействия на подрастающее поколение как формальных, так и неформальных институтов. И если формальные институты социализации могут быть подвержены стандартизации, то неформальные институты в меньшей степени находятся под социальным контролем, однако, тем не менее, они оказывают значительное влияние на социальное становление подростка. Отсюда необходимо глубокое научное изучение такого социального явления как неформальные объединения подростков с целью оптимизации его влияния на развитие личности.
ПРОБЛЕМА
Необходимость управления неформальными объединениями и незнание реальных возможностей неформальных объединений.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Социализация ребенка в неформальном объединении молодежи.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Неформальные объединения молодежи как фактор социализации.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Создание теоретического неформального объединения с идеальными факторами социализации.
ГИПОТЕЗА
Позитивное изменение личности в ходе общения в неформальном объединении будет если:
- неформальное объединение положительной направленности
- в объединении доминируют нравственные ценности
- объединение имеет интересное содержание
- каждый находит способ самовыражения
- каждый ощущает чувство комфорта
- во главе объединения - человек-личность
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации позволяют совершенствовать работу педагогов в неформальных объединениях молодежи.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
1. Состояние исследований на сегодняшний день.
К сожалению, этот раздел в психологии недостаточно изучен и находится в стадии первоначального накопления материала и это связано с несколькими факторами:
- очень долгое время с этой проблемой сталкивались только учителя-практики, в то время как научная общественность закрывала на это глаза
- существует множество мифов на тему неформальных объединений молодежи
- это тема не только психологии, но и социологии, хотя ни педагоги, ни социологи серьезно ей не занимались
Хотелось бы отметить работы таких педагогов как Толстых и Мудрик (в основном его), а также работников петербургского научно-исследовательского центра “ЭЛИМП”.
На работе центра “ЭЛИМП” хотелось бы остановиться подробней. Центр был основан в 1988 году экспериментальной лабораторией изучения молодежных проблем на базе ДК работников пищевой промышленности.
В совместно принятом положении “ЭЛИМП” определялся как: “научно-исследовательский центр, который организует и координирует исследовательскую работу и специалистов в области педагогики, психологии, философии, социологии, юриспруденции и других научных дисциплин, связанных с изучением проблем воспитания молодежи;
экспериментально - методический центр, представляющий возможность специалистам (членам лаборатории) опробовать на практике существующие (а в последствии и созданные, научно обоснованные “ЭЛИМП”) методические разработки по организации досуга и воспитанию подростков (на базе организованного в рамках лаборатории “инициативной” педагогики);
информационный центр, который собирает, обрабатывает и систематизирует различного рода материалы и информацию (включая библиографию) по направлениям работы лаборатории;
консультационный учебно-методический центр для лиц и организаций, желающих пополнить и углубить свои знания по данным вопросам;
центр организации досуга для членов лаборатории и для подростков, участвующих в экспериментальной программе “ЭЛИМП”;
организационный центр для деятельности творческой молодежи в рамках студий, непосредственно входящих в “ЭЛИМП” и обеспечивающих его культурно-массовые мероприятия”
Таким образом, изучению подверглись такие аспекты:
- философский
- психологический
- лингвистический (сленг)
- социально - психологический
- религиозный
- искусствоведческий
- социологический
- юридический
Состав “ЭЛИМП” подбирался из специалистов в данных областях.
Первым этапом в работе лаборатории стало проведение “круглых столов”. В результате из общей массы стали выявляться отдельные фигуры энтузиастов. Для повышения их квалификации был создан “Клуб инициативной педагогики” под руководством старшего методиста-психолога А. Д. Фаина. Клуб проводил лекционные занятия для педагогов ПТУ, СПТУ, организаторов подростковых клубов, а также родителей.
Одновременно с организацией “Клуба инициативной педагогики” был создан “Университет педагогических знаний” для работы с родителями. Также проводилась работа с подростками.
Первыми в “ЭЛИМП” явились “металлисты”, но работа с ними была затруднена по ряду объективных причин, таких как отсутствие материальной базы и т.д. С уходом костяка тусовки в армию, группа распалась. Вслед за металлистами в “ЭЛИМП” заявились хиппи, и за год через центр их прошло несколько сотен. Человек 20 осталось надолго. Взаимодействовал с ними педагог В.В.Зайкин, знавший “систему” изнутри. Работа под его руководством проходила достаточно разнообразно: занятия по саморегуляции, театральная студия, выставки рисунков (картин), образцов литературного творчества “системных ребят”, выпуск стенгазет, “круглые столы” по темам, названным самими ребятами. Самые активные из “пипл” предложили перейти на самоуправление и организовать молодежный центр, хотя полная самостоятельность оказалась явно преждевременной.
Тем не менее, период самоуправления ознаменовался разработкой структуры и программы нового подразделения “ЭЛИМП” - “Гуманитарного центра”, который начал действовать осенью 1988г. Центр объединил актив клуба инициативной педагогики и посещавших ДК хиппи. Одним из реальных и очень интересных плодов этого начинания стали “системные” выставки. “Пипл” приносили в ДК свои работы - это могла быть живопись, графика, поэзия, проза. Быстро сформировался круг молодежи, работавший специально для выставок, также быстро был налажен выпуск любительского поэтического журнала.
Стремясь к общественно-полезной деятельности, подростковый актив лаборатории организовал шефство над школой-интернатом в городе Колпино (пригород Ленинграда). Целая группа хиппи стала постоянно ездить в интернат и помогать воспитателям работать с учащимися младших классов. В выходные дни они помогали вывозить ребят на дачу в Солнечное, жили там вместе с детьми.
В ходе этой работы лаборатория обогатилась еще одним структурным подразделением - появился “Центр общественной помощи детским домам”. Было проведено несколько координационных совещаний с директорами школ-интернатов города, на которых присутствовали работники горкомов партии и комсомола, представители ленинградского отделения Детского фонда и пресса.
К сожалению, на данный момент мы не располагаем информацией о текущем положении дел в данной организации. ЖАЛЬ....
ЧТО ТАКОЕ НОМ
КАКОВА КЛАССИФИКАЦИЯ
Мы рассмотрим классификацию НОМ по нескольким авторам:
1. По Фрадкину (Введение в педагогическую специальность. Москва, 1996, стр.44)
Неформальные группы бывают:
- просоциальные, асоциальные, антисоциальные;
- группы принадлежности и референтные;
- большие и малые (здесь речь не о количестве, а о качестве (группы, в которых все подростки непосредственно общаются друг с другом - малые, а где не могут общаться - большие));
- постоянные и случайные;
- с демократическим и авторитарным подчинением;
- разновозрастные и одновозрастные;
- однополые и разнополые и т.д.
2. По Фролову (Основы социологии, стр.18)
а) по принадлежности:
- ингруппа (моя);
- аутогруппа (чужие)
б) по взаимоотношениям:
- первичные (такие, в которых каждый член группы видит в другом индивида)
- вторичные (обезличенные)
в) по степени общения:
- малые (где каждый член группы находится в личном общении с другими членами группы);
- большие (где непосредственное общение отсутствует);
3. По А. В. Толстых:
а) общественно-политические группы (ставят целью пропаганду определенных общественно - политических взглядов , неагрессивны);
б) радикалы (любера, скины - очень агрессивны (лидеры - в основном из старшего поколения));
в) эколого-этические группы (“зеленые”);
г) группы образа жизни (собственно неформально-молодежные объединения - панки, хиппи и т.д.);
д) нетрадиционно-религиозные (сатанисты, буддисты, культовые группы);
е) группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты);
Я предлагаю следующую классификацию: (хар-ка по классовому признаку):
а). деревенская молодежь:
- рано включается в трудовую деятельность старших (сельское хоз-ство);
- низкий уровень образования (школьная программа);
- основная форма проведения досуга (в подростково - юношеском возрасте) - деревенская дискотека со всеми вытекающими отсюда последствиями (пьянство, драки);
б). городская молодежь (общие черты):
- наличие дворового общения;
- ослабленный контроль со стороны взрослых;
Черты специфические для каждого отдельного типа городской молодежи:
1. Пригород (рабочие районы):
- низкий уровень жизни;
- низкий уровень образования (как следствие - обучение в различных ПТУ и СПТУ по окончании школы);
- ранняя криминализация (включающая знакомство с алкоголем и наркотиками)
2. Дворовая молодежь:
- средний и низкий уровень образования;
- разный уровень жизни (в основном зависит от дохода родителей);
- криминализация с 15-17 лет (менее агрессивны, чем их городские сверстники)
- склонность к употреблению легких наркотиков
3. Молодежь центра (понятие “центр” дается здесь условно):
- средний и высокий уровень жизни (доход родителей более или менее стабилен);
- средний и высокий уровень образования (высокие познавательные интересы);
- алкоголь и наркотики вызывают меньший интерес, чем у представителей других (вышеперечисленных) групп;
СТРУКТУРА НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Среди всех неформальных объединений мы можем выделить два типа, различных по своей структуре:
1. Демократический ( на основе социальных ролей)
2. Авторитарный (на основе формальных правил)
Для тех и других объединений характерна групповая динамика. Под групповой динамикой понимают взаимодействие членов социальных групп между собой.
Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство, лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.
Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться все ее члены. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы.
Для того, чтобы рассмотреть динамику группы с демократическим управлением, необходимо рассмотреть влияние различных способов коммуникации на деятельность группы ( было изучено А. Бовеласом ). Он рассматривал итоги деятельности групп из пяти членов при различных способах коммуникации, которые он назвал так: “круг”, “змея”, ”штурвал”, ”игрек”, ”паутина”.
А. Бовелас установил, что схема коммуникации при выполнении группового задания в значительной степени влияет на результат действий группы. Например, при выполнении несложных заданий в ограниченное время, наиболее эффективным способом коммуникации является “штурвал” так как в данном случае исключается общение членов между собой. Они могут контактировать только с лидером в центре “штурвала”, который получает информацию ото всех, перерабатывает ее и выдает управленческие указания. Для выполнения творческих работ очень хороши два способа коммуникации: “круг” и “паутина”. Ни один из членов группы не перегружен информацией и каждый находится в равном положении и может получать информацию от любого члена группы; кроме того, здесь возможна и обратная связь. Каждый способ коммуникации, таким образом, приводит к разным результатам групповой деятельности.
Одной из динамических характеристик групп является система социальных ролей. Исследователи группового поведения отмечают, что система взаимосвязанных ролей в группе подвержена постоянному изменению. При этом меняется не только содержание, но и ее значимость по отношению к другим ролям. В группах существуют роли наиболее значимые по отношению к остальным. Таковой можно признать роль лидера. Само по себе лидерство - это проявление индивидом его способностей, личностных качеств в поведении, соответствующем роли лидера. Исполнение индивидом роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или в силу обладания высоким формальным статусом. Выдвижение в лидеры обусловлено эффективностью вклада члена группы в решение групповых задач. Другими словами, лидер появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого- либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным. При этом речь идет только о пользе для группы в целом. Очевидно, что лидер в группе не может возникнуть и функционировать без поддержки ее членов, признающих его выдающиеся качества и способности. С этой точки зрения лидер - авторитарный член группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в деятельности группы. Его авторитет, таким образом базируется на признании коллективом его личностных качеств. Авторитет лидера может быть мнимым, то есть существовать только в представлении членов группы, а может быть и реальным, основанным на действительных, незаурядных качествах индивида.
Одна из основных обязанностей лидера в группе - деятельность по реализации нововведений, созданию новых культурных образцов, проверки новых способов взаимодействия. Таким образом, лидер выступает как новатор, развивая и изменяя субкультуру группы. За столь ценные услуги, оказанные группе, он получает кредит доверия, в силу которого сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, лидер не должен полностью выполнять все групповые нормы как рядовой член группы, иначе он потеряет свой престиж и, в конечном счете, статус лидера.
Авторитарное объединение с жесткой структурой и более точным является термин “организация”.
Мы выделим четыре направления в определении организации:
1. В соответствии с теорией К. Барнарда - это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. К. Барнард уделял внимание в основном совместным действиям людей, их кооперации, а уж потом необходимости достижения цели.
2. Другое направление лучше всего характеризует точка зрения Д. Марча и Г. Саймона, согласно которой организация - это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему. Все это делает организацию похожей на отдельный биологический организм.
3. П.Блау и У.Скотт представляют третье направление в определении организации. В этом определении указывается основная, по их мнению, характеристика сложившейся организации - то, что она для достижения специфических целей должна быть формализована, и обладать формальной структурой.
4. По мнению А. Этциони, организации - это человеческие группы, сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей. Основной упор здесь делается на сознательное членство в организации и сознательные действия ее членов.
На основании перечисленных основных специфических черт можно дать определение организации как социальной группы, ориентированной на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирования высокоформализированных структур.
Часто к определению организации добавляют такие специфические черты как наличие координирующего и управляющего органа и разделения труда между ее членами. Однако эти черты проявляются в основном в крупномасштабных организациях и не являются строго обязательными для всех организованных социальных групп.
Организация - это весьма изменчивое и высокосложное социальное образование. Рассмотрим отдельные его элементы:
1. Социальная структура является центральным элементом любой организации. Она характеризуется как нормативной структурой, так и фактическим порядком.
Нормативная структура включает в себя ценности нормы и ролевые ожидания. Ценности - это критерии привлекательности и разумного выбора цели, а также оценки окружающих социальных норм. Нормы - это управляющие поведением обобщенные правила.
Что касается фактического порядка, то его можно определить как поведенческую структуру. Она значительно отличается от нормативной структуры прежде всего тем, что в не й на первый план выдвигаются личностные качества участников и их взаимные оценки этих качеств.
Социальная структура организации различается по степени формализации .Формальная социальная структура - это такая структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции.
2. Цели, исходя из сформулированного определения, особенно важны, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность такого объединения людей. По мнению А. И. Пригожина существуют три вида организационных целей: цели - задания, цели - ориентация, цели - системы.
Цели - задания - это оформленные как программы общих действий и поручений выдаваемые из вне организацией более высокого уровня. Они определяют смысл существования данной организации.
Цели -ориентации- это совокупность целей участников, реализуемых через организацию.
Цели-системы - это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, то есть - это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения.
Перечисленные цели организации являются основными или базовыми. Для их достижения организация ставит перед собой множество вторичных целей.
3. Члены организации или участники - важная составляющая организации.
Это совокупность индивидов, каждый из которых занимает определенную позицию в социальной структуре организации и играет соответствующую социальную роль.
4. Технология - это способ достижения поставленных целей, включающий в себя также совокупность технических средств.
5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в специфическом, физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Для того, чтобы организация могла занять надлежащее место в обществе, она должна адаптироваться к этой внешней среде. Если организация стремиться максимально изолировать себя от воздействия других организаций, то такая стратегия называется буферной. Если же организация стремиться расширить и укрепить свои связи с внешней средой, то такая стратегия называется стратегией наведения мостов.
Таким образом, организация представляется как система элементов, каждый из которых немыслим без других.
ПЛАН
А) Структура и организация
Б) Разработка ролевой игры
4. Список литературы
СОЗДАНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Первая стадия . Создание молодежных объединений на базе школ, дворцов молодежи и т.д . Данные объединения должны быть рассчитаны на возраст от 15 до 17 лет . Основной род занятий – исторические ролевые игры . В данных объединениях используются ролевые игры , рассчитанные на 15 – 20 человек .
На начальном этапе необходимо заострить внимание на спортивной подготовке участников ( как общефизическая , так и специальная : игровая борьба , игровое фехтование и т.д. ) . Параллельно с физическим воспитанием идет и историческая подготовка , в основном с упором на те периоды , в которых происходит действие ближайших игр .
Вторая стадия . Создание связей между различными объединениями , проведение межклубных игр , рассчитанных на 50 – 60 человек и более .
Общие показания для проведения игр :
Как образец я хотел бы предложить историко – ролевую игру “Шотландка” . Данная игра была проведена челябинской организацией “толкинистов” 3 – 6 июля 1998 года .
Место проведения – окрестности города Миасс .
Количество участников 120 – 130 человек .
Мастерская группа: М. Глотов, Е. Манкевич, М. Сидехменова
ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
плен
пытки обыкновенные
арсенал святой инквизиции
казни
14) Экономика
трактир
ярмарка
15) Приложения
1) Историческая ситуация
Время действия : 1300 – 1320 гг.
Англия . Правит страной король Эдуард Первый – Длинные Ноги но он стар и болен . Его наследник – принц Эдуард . Принц женат на французской принцессе Изабелле . Детей нет .
Эдуард Первый в свое время присоединил к Англии Шотландию и Уэльс . В Уэльсе открытых выступлений против Англии нет , в отличие от Шотландии , где идет война за независимость . Кроме того , у короля натянутые отношения с церковью и баронами .
Города и поселения: Лондон, Йорк, Нотингем, Кембридж, Оксфорд, монастыри, деревни.
Персонажи: Эдуард Первый, принц Эдуард, Изабелла, Томас Бразертон (сын Эдуарда Первого, сводный брат принца Эдуарда, маршал Англии ), Генри, граф Лестер и Ланкастер, архиепископ Кентерберийский, Диспенсеры (отец и сын), Роджер Мортимер старший (наместник Уэльса), Роджер Мортимер младший (наместник Ирландии), бароны, рыцари, крестьяне, разбойники, купцы, священники , колдуны и прочие .
Шотландия : после смерти короля Александра , а потом и законной наследницы престола Маргарет , началась борьба за трон . В результате , в 1292 королем стал Дж. Баллиоль , но после захвата Шотландии англичанами его вынудили отречься . В 1295 году Эдуард Первый пытается присоединить Шотландию . В 1297 году началось восстание Вильяма Уоллеса , к которому позже присоединился Роберт Брюс , будущий король Шотландии . Кроме того, шотландская знать оспаривает друг у друга права на корону .
Города и поселения : Эдинбург , Стирлинг , Фол – Кирк , шотландские деревни .
Пресонажи : Роберт Брюс , его брат Эдуард , Виллиам Уоллес , шотландское дворянство и рыцарство , крестьяне , священники и пр.
Ирландия : В Ирландии 100 лет не прекращается война . Англичане держат часть ирландских земель ( так называемый “пэйл” ) .
Города и поселения : Английские укрепления (Дублин) , ирландские поселения .
Персонажи : Ирландская знать (О Коннор , О Нейл , О Брайан ) , Роджер Мортимер ( наместник ) , священники , друиды и пр.
Уэльс : В 1282 году Уэльс присоеденен к Английскому королевству . На данный момент открытых военных столкновений нет , пока это еще автономное княжество . А вообще – это край легенд , сказаний , волшебников и чудес .
Города и поселения: Кардифф, небольшие поселения местных жителей.
Персонажи: Наместник Роджер Мортимер старший, Лорд Чирк, английские бароны, местная знать, а также колдуны, ведьмы, нечисть, крестьяне и пр.
2)Общие правила
Этика
Игрок удаляется из игры за:
-непристойное поведение в состоянии опьянения любого вида.
-вырубку зеленых деревьев.
-небрежное общение с открытым огнем.
-систематические удары в непоражаемую зону.
-неигровую ложь.
-неподчинение мастеру или игротехнику.
-отсутствие игровой одежды.
Эстетика
Необходимо соблюдать эстетику того времени. В первую очередь относится к одежде оружию и знакам отличия.
Ситуация “вне игры”-
Походы за водой
Походы по естественным надобностям-
Человек ходит в белом хайратнике : в игре не участвует, ни с кем не разговаривает;
Травмы физические и психические, различные заболевания . В таких случаях незамедлительно обращаться к врачу или мастерам
“по жизни”.
3)Координаты игры
Время - круглосуточно, но “игровой ночью” с 6.00 до 23.00. Запрещены: штурмы крепостей, полевые сражения, пользование копьями и стрелковым оружием.
Место. На полигоне моделируется ряд крепостей .
Лондон - самая крупная, хорошо укрепленная крепость.
Эдинбург - столица Шотландии.
Стирлинг - Шотландия.
Нотингем - Англия.
Йорк – Англия.
Кардифф – Уэльс
Пэйл – Ирландия.
Дублин – Ирландия.
Фол - кирк – Шотландия.
Стоунхэндж.
Монастырь монахов- доминиканцев.
4)Документы, маркировки, игровые ценности.
Ролевая карта: основной документ игрока.
Сертификат: заверенный мастером документ, свидетельствующий о
Не оговоренных в общих правилах способностях игрока.
Игровые ценности
игровые деньги
Для отыгрыша исторических товарно-денежных отношений применяется система, описанная ниже: игровая валюта едина для всех (шиллинг), для крупных сумм фунт. 20 шиллингов рано одному фунту. Для того, чтобы предотвратить появление фальшивых денег монеты раздаются только мастерами по курсу. (курс: 1рубль – три шиллинга) причем при уплате взнос делится на две части. Первая идет на мастерские расходы, а вторая выдается игроку в зависимости от его материального положения.
Может присутствовать натурально хозяйство в лице картонных коров, овец и т. д. Результаты хозяйства можно менять на ярмарке, продавать, однако они могут быть сожжены, украдены, съедены.
Трактир. Состоит из общего зала (для всех) и комнаты для особо важных персон. Вооруженные столкновения происходят только за стенами трактира. Персонал и временные работники не убиваемы. Раб, проданный в трактир, обязан отработать 1 час, после чего он либо свободен, либо умер от непосильного труда.
Расписание работ.
Все остальное время в трактире подаются бутерброды, холодные закуски, чай, кофе, растворимые соки (если вода будет пригодна для питья без кипячения).
Площадь в Ноттингеме, где можно продавать и покупать что угодно за игровые и реальные деньги по договоренности: фенечки, оружие, доспехи, одежду, сувениры, рабов, амулеты, снадобья, книги, добрые советы и т. д. Все товары не ограбляемы. За порядком на ярмарке следит гвардия шерифа Ноттингемского. Кроме того, там устраиваются состязания стрелков, мечников, борцов, выступают бродячие актеры и менестрели.
Список литературы
Психология | 2007-2008 | Art - Dr.OM