Hosted by uCoz
Психология

Психология : главная

Психология : новости психологии Психология : библиотека

Главная страница сайта ...

Новости, события, мероприятия психологии ...

Статьи, книги, рефераты, информация о психологии ...

 

Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений [Научная работа]

АННОТАЦИЯ
на научную работу “Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений”.

Девиз “Психология”.

В первой главе автор рассматривает психологическую теорию личности по Зигмонду Фрейду.  Акцентирует внимание на следующие вопросы:
Структура личности.  Разработанная З.Фрейдом психологическая теория личности, весьма популярная в странах Запада.  Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.  Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить.
Структура личности по Фрейду имеет три состояния.
“Оно”- собственно бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности.
“Я”- сознание.
“Сверх Я”- представлено на сознательном и бессознательном уровне.
“Оно”- действует с принципом удовольствия.
“Я”- ориентируется на принципе реальности.
“Сверх Я”- идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
“Оно”- является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни.
“Я”- это, как правило самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения.
“Сверх Я”- это итог воздействия на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали.  Основные источники формирования “Сверх Я”- это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.
Такие, выделенные Фрейдом понятия, как сознательное и бессознательное помогают нам воздействовать на поведение личности.  При умелом использовании знаний о бессознательном можно выявить, а в последствии и воздействовать на личность с девиантным поведением.  Это является одной из важных задач в деятельности офицера-воспитателя воинского коллектива.
Следующий подвопрос защитные механизмы личности.
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я” вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
1.  Отрицание.  Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “Сверх Я” угрозы.
2.  Подавление.  В отличие от отрицания, которое в большей части относится к информации, поступающей из вне, подавление относится к блокированию со стороны “Я” внутренних импульсов и угроз, идущих от “Сверх Я”.
3.  Рационализация.  Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.
4.  Формирование реакции.  Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.
5.  Проекция.  Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают.
6.  Интеллектуализация.  Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.
7.  Замещение.  Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.
Изложенная выше информация представляет огромный интерес для офицера-воспитателя.
Во второй главе автор уделяет внимание аналитической психологии К.Г.Юнга.
Аналитическая психология - одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом К.Г.Юнгом.
Задача аналитической психологии - раскрыть психический мир человека как естественное целое явление.
Юнг разработал психологические типы личности.  Юнг считал исследование психики наукой будущего.
Прежде всего Юнг различал два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носители энергии с внешним миром.  Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству.
Интроверт же характеризуется тем, что устремляет психическую энергию вовнутрь своего либидо, связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства.  Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам.
Любой реальный человек имеет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения.  В дополнение  ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.
За частую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции.  Она представлена другой парой противоположностей.  В соответствии с ведущей функцией можно выделить четыре функциональных типа: мыслительный, чувствительный, сенсорный, интуитивный.
В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы.
В третьей главе представлен трансакционный анализ Э.Берна.  В этой главе рассмотрены два вопроса, которые заслуживают особого внимания.
Структурный анализ.  Берн обнаружил, что люди ведут себя так, как будто они читают театральный сценарий.  Эти наблюдения привели Э.Берна к развитию теории, называющейся трансакционный анализ.
Трансакция - единица общения.  Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга.  Это называется трансакционным стимулом.  Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает.  Это называется трансакционной реакцией.
Трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности.  Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.
Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа: структурный анализ, анализ трансакций, анализ игр, анализ сценария.
Второй вопрос психологическая характеристика игр, в которые играют люди.
Люди играют в психологические игры как бридж, шашки и другие.  Психологические игры имеют скрытую цель и в них играют не для удовольствия.  Берн определяет психологическую игру как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешнее разумное обоснование.
Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между игроками.  Несмотря на это люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других, и наконец, превращаются в их судьбу.
Игры имеют две основные характеристики:
- скрытые мотивы;
- наличие выигрыша.
Игры индивидуально программируются.  Каждая личность имеет психологический сценарий и живет в культуре, которая также имеет свои сценарии.
Достоинство концепции Э.Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.

ОТЗЫВ
на научную работу “Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений”.

Девиз “Психология”.

В научной работе исследуются актуальные вопросы теории личности и межличностных взаимоотношений в анализе работ З.Фрейда, К.Юнга и Э.Берна.
Тема, выбранная автором актуальна тем, что в последнее время возрос интерес к вопросам человеческого поведения и поиска смысла человеческого существования.  Знание теории личности помогает работать с подчиненными и вышестоящим начальством.  Командир должен уметь разбираться в поведении военнослужащих, развивать веру в себя, свои силы и возможности.
Работа состоит из введения, трех глав и списка используемой литературы.
В введении автор, анализируя используемую литературу, показывает актуальность проблемы в воинской деятельности.
В первой главе рассматривается психологическая теория личности З.Фрейда и защитные механизмы личности, которые вырабатывает человек, стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний.
Во второй главе описывается аналитическая психология К.Г.Юнга.  Особенное внимание автор уделяет психическому здоровью личности, т.к. именно оно есть проявление личностного единства.
В третьей главе представлен трансакционный анализ Э.Берна.  В этой главе автор подробно изложил структурный анализ и психологическую характеристику игр, как форму поведения людей.  Люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий.  Анализ сценария можно кратко определить как жизненный план, который личность вынуждена играть.
Зная эти подходы к изучению личности можно прогнозировать поведение военнослужащего, влиять на процессы, происходящие в воинских коллективах, распознавать мотивы собственных действий, поступков окружающих людей.
Ценность работы в глубине и полноте теоретического исследования и в четко представленной структуре трех подходов.

 

Психология | 2007-2008 | Art - Dr.OM

 

       
Rambler's Top100 МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов